Перейти к основному контенту
Карелия⁠,
0

Эксперт оценил запуск транспортного коридора «Север — Юг» для Карелии

Открытие международного транспортного коридора открывает карельским производителям новые перспективы, но для этого еще предстоит решить ряд организационных и логистических проблем
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Международный транспортный коридор (МТК) «Север—Юг» в условиях «закрытой» Европы должен в будущем стать одним из основных маршрутов для товарообмена между Россией и дружественными странами. Организационные мероприятия, которые шли больше 20 лет, наконец, перешли в практическую плоскость.

Обход Суэцкого канала и Средиземного моря

Россия, Иран и Азербайджан подписали соглашение об упрощении транзитных перевозок. Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» соединяет Россию, Индию, Иран через территорию Азербайджана. Соглашение о создании МТК было подписано еще в 2000 году. Грузы по маршруту будут перевозить морской, речной и железнодорожный транспорт. По мнению экспертов, документ позволит упростить таможенные процедуры между Россией, Ираном и Азербайджаном, что необходимо для налаживания транзита грузов, следующих из российских портов на Балтике в Индию в обход Суэцкого канала и Средиземного моря.

По мнению Николая Колесникова, заместителя директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН, в нынешних условиях МТК может стать мощным каналом доставки импорта в Россию и экспорта российских грузов в южноазиатский регион. При этом он отмечает, что для полноценного функционирования МТК надо решить еще ряд организационных, юридических и технических проблем.

ББК, контейнеры и тарифы

В Карелии власти и предприятия-экспортеры также рассчитывают на МТК, как новый канал для доставки товаров из республики на внешние рынки. В частности, в Карелии планируют с его помощью увеличить товарооборот с Индией и напрямую доставлять грузы из региона до Астрахани водным транспортом. При этом республика в будущем может стать частью международного транзита из арктических регионов до Каспия. Об этом в интервью РБК Карелия рассказывал Глава Карелии Артур Парфенчиков. По его словам, власти обсуждают возможность объединить Беломорско-Балтийский и Волго-Каспийский каналы с их инфраструктурой, который создаст «единый круг из транспортных артерий».

К ББК уже начали проявлять интерес инвесторы. В июле стало известно, что в Кандалакшском заливе Мурманской области намерены реконструировать нефтеналивной порт Витино, перевалка грузов в котором не велась с 2014 года. Основным вектором запланированной логистики здесь называется поставка нефтепродуктов с заводов центральной части России, их погрузка на суда и отправка через Северный морской путь в страны Азии. Еще одним элементом разрабатываемого транспортного коридора «Север-Юг» может стать создание порта в Кеми.

Как говорит эксперт, запуск МТК расширяет возможности поставок в Азию для экспортеров Карелии. Однако, сразу воспользоваться новыми возможностями смогут не все. «МТК предназначен только для контейнерных перевозок. Далеко не для всех карельских производителей подходит такой тип транспортировки готовой продукции», — отмечает Николай Колесников. По его мнению, еще одним препятствием на пути поставок из Карелии представляется негибкая тарифная политика операторов железнодорожных перевозок. Этот вопрос эксперт называет решаемым.

Соглашение о создании коридора «Север — Юг» было подписано в 2000 году и ратифицировано двумя годами позднее. В дальнейшем к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция. По МТК проходят три маршрута: транскаспийский предусматривает проход грузов через порты Астрахани и Махачкалы, западный — транспортировку по Азербайджану до пограничной станции Астара, восточный — железнодорожный маршрут из России с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. Россия планирует выделить $1,5 млрд на развитие МТК «Север — Юг» до 2030 г. В частности, для полноценного функционирования маршрута нужно достроить недостающий железнодорожный участок между Рештом в Иране и Астарой в Азербайджане. Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, что сдерживает развитие всего коридора протяженностью 7200 км из-за необходимости двойного перегруза товара с одного вида транспорта на другой.

Повтор публикации от 24.08.2022

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 ноября
EUR ЦБ: 95,1 (+1,4)
Инвестиции, 09:53
Курс доллара на 15 ноября
USD ЦБ: 81,13 (+0,53)
Инвестиции, 09:53
Все новости Карелия
Забаррикадировавшегося в жилом доме в Первоуральске мужчину задержали Общество, 22:38
ЕС изменил правила приостановки безвизового режима с третьими странами Политика, 22:30
Что умеет видеоаналитика на производстве и в ретейле РБК х МТС Бизнес, 22:30
Звонившие из Финляндии в Россию заявили о посторонних голосах на линии Политика, 22:12
Балицкий заявил о более 41 тыс. человек без света в Запорожье после атаки Политика, 22:07
Панорамный лаунж, бассейн и комфорт: какое жилье появится в Москве РБК и TATE, 22:05
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 22:04
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Мирра Андреева стала претенденткой на две награды WTA Спорт, 22:01
Чемпион КХЛ вырвал победу у «Салавата Юлаева», уступая 0:2 Спорт, 21:46
Настоящий детектив: раскройте тайну трех домов. Квест РБК и ГАЛС, 21:45
Орбан сравнил дофинансирование Киева с помощью алкоголику ящиком водки Политика, 21:42
В Первоуральске оцепили дом из-за забаррикадировавшегося жильца Общество, 21:41
Умер снимавший в кино Янковского и Лучко режиссер Николай Гибу Общество, 21:36
Генконсул в Марселе заявил о снятии охраны с диппредставительства России Политика, 21:31