Перейти к основному контенту
Карелия ,  
0 

Эксперт оценил запуск транспортного коридора «Север — Юг» для Карелии

Открытие международного транспортного коридора открывает карельским производителям новые перспективы, но для этого еще предстоит решить ряд организационных и логистических проблем
Фото: pexels.com
Фото: pexels.com

Международный транспортный коридор (МТК) «Север—Юг» в условиях «закрытой» Европы должен в будущем стать одним из основных маршрутов для товарообмена между Россией и дружественными странами. Организационные мероприятия, которые шли больше 20 лет, наконец, перешли в практическую плоскость.

Обход Суэцкого канала и Средиземного моря

Россия, Иран и Азербайджан подписали соглашение об упрощении транзитных перевозок. Международный транспортный коридор (МТК) «Север — Юг» соединяет Россию, Индию, Иран через территорию Азербайджана. Соглашение о создании МТК было подписано еще в 2000 году. Грузы по маршруту будут перевозить морской, речной и железнодорожный транспорт. По мнению экспертов, документ позволит упростить таможенные процедуры между Россией, Ираном и Азербайджаном, что необходимо для налаживания транзита грузов, следующих из российских портов на Балтике в Индию в обход Суэцкого канала и Средиземного моря.

По мнению Николая Колесникова, заместителя директора по научной работе Института экономики КарНЦ РАН, в нынешних условиях МТК может стать мощным каналом доставки импорта в Россию и экспорта российских грузов в южноазиатский регион. При этом он отмечает, что для полноценного функционирования МТК надо решить еще ряд организационных, юридических и технических проблем.

ББК, контейнеры и тарифы

В Карелии власти и предприятия-экспортеры также рассчитывают на МТК, как новый канал для доставки товаров из республики на внешние рынки. В частности, в Карелии планируют с его помощью увеличить товарооборот с Индией и напрямую доставлять грузы из региона до Астрахани водным транспортом. При этом республика в будущем может стать частью международного транзита из арктических регионов до Каспия. Об этом в интервью РБК Карелия рассказывал Глава Карелии Артур Парфенчиков. По его словам, власти обсуждают возможность объединить Беломорско-Балтийский и Волго-Каспийский каналы с их инфраструктурой, который создаст «единый круг из транспортных артерий».

К ББК уже начали проявлять интерес инвесторы. В июле стало известно, что в Кандалакшском заливе Мурманской области намерены реконструировать нефтеналивной порт Витино, перевалка грузов в котором не велась с 2014 года. Основным вектором запланированной логистики здесь называется поставка нефтепродуктов с заводов центральной части России, их погрузка на суда и отправка через Северный морской путь в страны Азии. Еще одним элементом разрабатываемого транспортного коридора «Север-Юг» может стать создание порта в Кеми.

Как говорит эксперт, запуск МТК расширяет возможности поставок в Азию для экспортеров Карелии. Однако, сразу воспользоваться новыми возможностями смогут не все. «МТК предназначен только для контейнерных перевозок. Далеко не для всех карельских производителей подходит такой тип транспортировки готовой продукции», — отмечает Николай Колесников. По его мнению, еще одним препятствием на пути поставок из Карелии представляется негибкая тарифная политика операторов железнодорожных перевозок. Этот вопрос эксперт называет решаемым.

Соглашение о создании коридора «Север — Юг» было подписано в 2000 году и ратифицировано двумя годами позднее. В дальнейшем к нему присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Болгария, Киргизия, Турция. По МТК проходят три маршрута: транскаспийский предусматривает проход грузов через порты Астрахани и Махачкалы, западный — транспортировку по Азербайджану до пограничной станции Астара, восточный — железнодорожный маршрут из России с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс. Россия планирует выделить $1,5 млрд на развитие МТК «Север — Юг» до 2030 г. В частности, для полноценного функционирования маршрута нужно достроить недостающий железнодорожный участок между Рештом в Иране и Астарой в Азербайджане. Сейчас грузы на этом участке перевозятся автотранспортом, что сдерживает развитие всего коридора протяженностью 7200 км из-за необходимости двойного перегруза товара с одного вида транспорта на другой.

Повтор публикации от 24.08.2022

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 5 октября
EUR ЦБ: 104,74 (-0,12)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Курс доллара на 5 октября
USD ЦБ: 94,87 (-0,16)
Инвестиции, 04 окт, 17:47
Все новости Карелия
Почему индийский конкурент Uber заявил об уходе с международного рынкаОтрасли, 16:26
«Факел» сыграл вничью с махачкалинским «Динамо»Спорт, 16:15
Чем грозит Западу отказ России от поставок урана, титана и никеляPro, 16:14
Посольство ответило на оскорбления российских футболистов в ФинляндииСпорт, 16:10
The Conversation сообщил о плане Байдена для Украины перед отставкойПолитика, 16:06
Умер актер, сыгравший «депутата Наливкина»Общество, 16:01
Как российский биотех перешел на отечественную платформу аналитики данныхРБК и СберАналитика, 15:48
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В Беэр-Шеве 10 человек пострадали при нападении на автовокзалеОбщество, 15:29
Минобороны сообщило об уничтожении переправы ВСУ через реку ОсколПолитика, 15:21
Минобороны показало кадры уничтожения судна с оружием близ ОдессыПолитика, 15:18
Forbes назвал самых высокооплачиваемых лидеров государствПолитика, 15:11
«Реал» продлил контракт с получившим тяжелую травму КарвахалемСпорт, 15:04
Один из командующих КСИР Ирана рассказал о планах на войну с ИзраилемПолитика, 15:03
При тушении огня в торговом центре в Дагестане пострадали трое пожарныхОбщество, 15:00