Перейти к основному контенту
Карелия ,  
0 

Валерий Шлямин: «Порт в Беломорске разгрузит железную дорогу на Севере»

Фото: Минэкономразвития Карелии / vk.com
Фото: Минэкономразвития Карелии / vk.com

Власти Карелии должны защитить мастер-план по развитию Кемско-Беломорской агломерации до 2035 года у президента России. Срок защиты не называют — он зависит от графика президента, сообщили РБК Карелия в региональном министерстве экономического развития. Документ предполагает возрождение портовых сооружений на карельском побережье Белого моря, увеличение грузопотока по Беломорско-Балтийскому каналу, освоение месторождений золота, молибдена, строительного камня и ресурсов Белого моря, а также создание туристической инфраструктуры вблизи объектов ЮНЕСКО. Масштабные проекты позволят решить ряд задач социальной сферы и станут драйверами экономики агломерации, считают в ведомстве.

Гармонизация портов и дороги

Важная часть плана развития Кемско-Беломорской агломерации — это создание логистического хаба с размещением морского порта с грузооборотом до 10 млн тонн в год в Беломорске. По мнению научного руководителя Института североевропейских и арктических исследований Петрозаводского государственного университета, доктора экономических наук Валерия Шлямина потребность в создании хаба обусловлена необходимостью частично перенаправить часть быстрорастущего грузового потока по Октябрьской железной дороге на создаваемый порт в Беломорске для дальнейшей транспортировки по маршрутам Северного морского пути и в Архангельск.

«Стоит заметить, что Мурманский морской узел к 2030 году планирует увеличить мощность с нынешних 56 до 110 млн тонн. Это потребует гармонизации развития портовой инфраструктуры и Октябрьской железной дороги. Кроме того, предприятия Карелии, прежде всего «Карельский окатыш», Кондопожский и Сегежский ЦБК, заводы по производству нерудных строительных материалов уже в ближней перспективе заинтересованы поставлять в порт Беломорска для потребителей России и в странах Азии свою продукцию в объеме не менее 1,5 млн тонн», — сообщил Варелий Шлямин.

После 2035 года эксперт прогнозирует в Беломорском районе ввод в эксплуатацию месторождений ценных цветных металлов и мощностей по их переработке, поскольку потребность в них нарастает как на отечественном, так и мировом рынке.

«Порт в Беломорске создаст необходимые предпосылки для эффективного использования Беломорско-Балтийского канала после окончания его модернизации. Вспомним, еще в 1985 году грузооборот ББК составлял около 7 млн тонн. Таким образом, в условиях новых внешних вызовов и угроз со стороны коллективного Запада, развитие системы водных путей на Европейской части России становится все более актуальным», — уверен ученый.

Экономика для больших и малых судов

Для создания порта в Беломорске понадобятся большие ресурсы и использование современных методов дноуглубления. Глава Карелии назвал проект непростым. «С одной стороны, это самая близкая к промышленным центрам европейской части нашей страны арктическая морская локация. Здесь расположен Беломорско-Балтийский канал, находится пересечение двух крупнейших железных дорог — Октябрьской и Северной. Это очевидные плюсы в пользу появления порта. С другой, необходим поиск требуемых глубин с учетом современных возможностей дноуглубления. Причем, возможно, найдется экономика и для судов с небольшим водоизмещением типа река-море», — ранее отметил Артур Парфенчиков.

Разговоры о создании в Беломорске грузопассажирского порта начались в 2011 году. Тогда Минэкономики Карелии и ЗАО «Беломорский порт» подписали протокол о намерениях для реализации инвестиционного проекта строительства глубоководного морского порта до 2015 года. Стоимость проекта оценивалась в 9,5 млрд руб., воплотить его предполагали в форме государственно-частного партнерства.

По последним данным, актуальная стоимость глубоководного порта в Карелии, который станет одним из ключевых объектов реализации мастер-плана агломерации, составляет не менее 60 млрд руб.

Порт обеспечит приток инвестиций

Президент Торгово-промышленной палаты Карелии Александр Лысенковский, оценивая масштабы проекта по строительству глубоководного порта в Беломорске, отметил, что порт станет значимой частью инфраструктуры Северного морского пути.

«Как на партнеров проекта на нас ложится большая ответственность по реверсивной загрузке порта, вместе с тем, участие в инициативе гарантирует приток масштабных инвестиций в экономику Карелии, а это и дополнительные налоговые поступления в бюджет региона, и новые рабочие места для жителей края. Мы ожидаем, что от этого крупного проекта выиграют и карельские экспортеры, и все жители республики. Мы рассчитываем отстроить развитую инфраструктуру в городе Беломорск и Беломорском районе. Кроме того, очень важно, что запуск порта позволит разгрузить железную дорогу, которая сейчас испытывает колоссальную нагрузку», — прокомментировал Александр Лысенковский.

О том, в Карелии разрабатывают план развития Кемско-Беломорской агломерации на 10 лет, сообщалось в начале текущего года. В июне в регионе приступили к поискам места для возведения глубоководного порта.

По итогам встречи на Петербургском экономическом форуме руководства Карелии с главой Росморречфлота Андреем Тарасенко для возведения порта в Беломорске создали рабочую группу. Ей предстоит проработать структуру и объем потенциальной грузовой базы для создания порта, а также провести оценку минерально-сырьевых ресурсов региона.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 24 января
EUR ЦБ: 103,66 (+0,42)
Инвестиции, 18:02
Курс доллара на 24 января
USD ЦБ: 99,1 (+0,82)
Инвестиции, 18:02
Все новости Карелия
В Кремле не считают завершением «отмены» номинацию Борисова на «Оскар»Политика, 19:08
В Венгрии заявили о невыполнении Украиной требований для вступления в ЕСПолитика, 19:05
Проблемами жителей курского приграничья займется координационный советПолитика, 19:00
В Норвегии клубы проголосовали за отказ от системы VAR в футболеСпорт, 18:55
Двое подростков сгорели в ДТП под ИстройОбщество, 18:51
Партия Порошенко заявила о риске «крючка уголовных дел» для военныхПолитика, 18:49
Венчурный фонд Binance Labs провел ребрендинг. При чем тут Чанпэн ЧжаоКрипто, 18:27
Как пить красиво и осознанно
Новый интенсив РБК Pro об алкоголе
Подробнее
Кандидат в президенты МОК призвал не спешить с допуском России на ОИ-2026Спорт, 18:18
Президент РОАД спрогнозировал закрытие десятков китайских автосалоновБизнес, 18:16
Инвестиционное и накопительное страхование жизни: плюсы и минусыИнвестиции, 18:12
ЮниКредит Банк остановил переводы в евро из РоссииФинансы, 18:11
Лизинг для виноделов: что это такое и как работаетВино, 18:10
Как устроены энергетические гиганты РоссииРБК и Россети, 18:09
Минтруд пообещал выплатить россиянам разницу индексаций пенсий за январьОбщество, 18:05