В Карелии начинают искать место для возведения глубоководного порта
По итогам встречи на Петербургском экономическом форуме руководства Карелии с главой Росморречфлота Андреем Тарасенко создана рабочая группа по вопросу возведения морского порта в Беломорске. О первом заседании у себя на странице в соцсети сообщил глава Республики Карелия Артур Парфенчиков.
«Создание порта в Беломорске — вопрос непростой, — прокомментировал Парфенчиков. — С одной стороны, это самая близкая к промышленным центрам европейской части нашей страны арктическая морская локация. Здесь расположен Беломоро-Балтийский канал, находится пересечение двух крупнейших железных дорог — Октябрьской и Северной. Это очевидные плюсы в пользу появления порта. С другой, необходим поиск требуемых глубин с учетом современных возможностей дноуглубления. Причем, возможно, найдется экономика и для судов с небольшим водоизмещением типа река-море».
На встрече участники договорились о поиске оптимального месторасположения порта, а также потенциальных грузопотоков в Арктику и обратно.
Как уже сообщалось, глубоководный порт в Карелии должен стать одним из ключевых объектов реализации мастер-плана Кемско-Беломорской агломерации, его стоимость оценивается в 60 млрд руб. Окупаемость такого объекта составляет не менее 20 лет и выходит за пределы инвестиционного цикла.
Разработать мастер-план развития Кемско-Беломорской агломерации на 10 лет планируется к 1 июля 2024 года. О том, что два города на севере Карелии — Кемь и Беломорск — включили в перечень опорных населенных пунктов Арктики, стало известно в октябре 2023 года. Поручение подготовить для опорных арктических населенных пунктов мастер-планы развития до 2035 года дал президент России Владимир Путин.
Разговоры о создании в Беломорске грузопассажирского порта начались в 2011 году. Тогда Минэкономики Карелии и ЗАО «Беломорский порт» подписали протокол о намерениях для реализации инвестиционного проекта строительства глубоководного морского порта до 2015 года. Стоимость проекта оценивалась в 9,5 млрд руб., воплотить его предполагали в форме государственно-частного партнерства.