В карельских городах продолжают бороться за опрятный облик зданий

В начале июля жителей карельской Сортавалы возмутил облик нового ларька, который появился в центре города. Об этом рассказал глава Сортавальского округа Сергей Крупин.
В беседе с РБК Карелия Крупин отметил, что разделяет возмущение жителей. Он также сообщил, что администрация направила претензию владельцу участка, на котором установили ярко-красный нестационарный торговый павильон (НТО). Глава округа напомнил, что внешний вид торговых павильонов в городе строго регулируется постановлением правительства.
Подобные постановления, регулирующие облик зданий, торговых павильонов и вывесок, существуют в разных городах Карелии. РБК Карелия узнал, как исполняют эти требования предприниматели.
Как на местах
С 2018 года в поселке городского типа Пряжа действует постановление местного органа самоуправления, в котором прописан порядок размещения и оформления вывесок на фасадах зданий, строений и сооружений. В частности, на территории населенного пункта запрещено размещать вывески в виде баннеров, растяжек и роллерных систем. Кроме того, нельзя использовать более двух гарнитур шрифтов в одной вывеске, размещать изображения на электронных носителях, а также устанавливать вывески на архитектурных деталях фасадов объектов. За нарушение владельцам вывесок грозят штраф, а также принудительный демонтаж и восстановление фасада здания за свой счет. Для того, чтобы разместить вывеску, необходимо согласовать ее формат с администрацией.
В 2022 году требования к внешнему виду НТО ввели в Кемском районе. Регламент позволяет сохранять единообразие в архитектурной среде населенных пунктов района. Местные владельцы торговых павильонов должны учитывать характер сложившейся застройки — архитектурно-дизайнерское решение НТО не должно противоречить существующей стилистике архитектурной среды. В положении прописаны подробные требования как к внешнему облику, так и к используемым материалам вплоть до выбора цвета краски. Для размещения торговой точки в исторических зонах района требуется обязательное согласование с администрацией.
Большое количество споров вызвал аналогичный пряжинскому регламент для вывесок, введенный в Петрозаводске. Стандарт утвердили 5 июня 2019 года. Как рассказали РБК Карелия в городской мэрии, основной целью документа было улучшение архитектурно-градостроительного облика застройки.
История вопроса
До 2019 года внешний вид города беспокоил петрозаводчан. Жители и гости карельской столицы отмечали большое количество рекламы даже на центральных улицах, из-за вывесок не было видно фасадов зданий.
На фоне общественного внимания в мэрии разработали требования, которые сильно ограничили владельцев магазинов в выборе мест, способах крепления и дизайне входной зоны предприятия, а также оформления витрин. В 2021 году к единому знаменателю в городе привели и адресные указатели. В прошлом году мэрия установила требования для нестационарных торговых павильонов. Для них разработали свой дизайн-код. Привести в порядок торговые точки предприниматели обязаны к сентябрю 2025 года.
Несколько лет назад предприниматели выступили против нового регламента. Группа бизнесменов обратилась в суд с требованием отменить правила и выиграла его, так как при принятии закона администрация Петрозаводска не проводила общественных слушаний.
По информации администрации, сейчас закон действует. «Благодаря этому удалось привести вывески к единой системе размещения и внешнему виду, не нарушающему облик фасадов. Это улучшило облик городской застройки», — прокомментировали результаты пятилетней работы в мэрии.
Оценка бизнеса
Не все предприниматели согласны с оценкой чиновников. Владелица магазина «Легенды Севера», который работает в центре города, Ксана Стеценко отмечает, что распоряжение городских властей «неразумно и необоснованно». Кроме того, по ее словам, это требование осложняет торговую деятельность магазинов, расположенных на проспекте Ленина. «Глупо и неправильно требовать, чтобы морошковое варенье, к примеру, и морошковая наливка были расфасованы в одинаковую по виду и объему тару», — объясняет Стеценко.
Кроме того, на фасадах тех зданий, где располагается большое количество организаций, световые короба размещают слишком близко друг к другу. Одно это обстоятельство значительно затрудняет навигацию для целевой аудитории, считает предприниматель.
Трудностей в исполнении требований закона добавляют архитектурные особенности домов, расположенных в центре города. «Поскольку далеко не все здания на проспекте Ленина оборудованы козырьками, в зимний период владельцы компаний с завидной регулярностью вынуждены ремонтировать световые вывески, повреждаемые сходом снега и наледи с крыш. И, соответственно, несут при этом дополнительные расходы. Эту проблему решали козырьки над объемными вывесками. Сейчас козырьки над световыми вывесками не предусмотрены», — говорит хозяйка магазина.
Утвержденный формат вывесок несколько упорядочил внешний вид проспекта Ленина, признает Ксана Стеценко. «В то же время разнокалиберность и разноуровневость вывесок в исторических кварталах, к примеру, Праги, Неаполя или Граса никоим образом не вызывают негативной реакции ни у жителей этих городов, ни у туристов», — считает предприниматель. По ее словам, бизнес будет находить решения для дальнейшей работы и дальше, в любых условиях.
Относятся с пониманием
Несколько иначе дело обстоит в туристической столице Карелии — городе Сортавале. Он включен в перечень исторических поселений регионального значения и облик зданий, торговых точек и вывесок здесь регулирует постановление правительства № 210-П «Об установлении объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории г. Сортавалы, и утверждении требований к градостроительным регламентам в границах территорий данной зоны».
Как рассказал в беседе с РБК Карелия глава округа Сергей Крупин, постановлению должны следовать все предприниматели вне зависимости от того, находится ли торговая точка в частной собственности или нет. «Мы просим всех желающих, кто собирается возводить что-либо на территории города, предварительно получать консультацию в нашем подразделении архитектуры и градостроительства», — объясняет руководитель округа. Большинство предпринимателей с пониманием относится к требованиям закона, говорит Крупин.
Владелец кафе «Сеурахуоне» Александр Храмцов подтвердил, что сортавальские заведения стремятся сохранять облик города и соответствовать архитектурному стилю. «Когда живешь в историческом городе и любишь его, то, конечно, нет никаких преград для поддержания его облика», — отмечает Храмцов. По словам предпринимателя, сделать вывеску аутентичной несложно. «Находим в исторических документах шрифт, используемый при постройке, и на его основе изготавливаем вывеску, согласовав ее с министерством культуры Карелии», — объясняет Храмцов.
По его мнению, требования закона добавляют предпринимателям, желающим открыть торговую точку в Сортавале, как временных, так и финансовых затрат, связанных с оформлением и согласованием внешнего вида будущего места торговли. Однако, считает Храмцов, такие требования необходимы для сохранения исторического облика Сортавалы.
В июне 2025 года Государственная дума РФ приняла закон о переводе вывесок и рекламы на русский язык. Допускается их дублирование на языках народов России или на иностранных языках, при этом текст на русском языке должен быть основным и наиболее заметным. Новые требования вступят в силу с 1 марта 2026 года. Нововведения могут добавить трудностей карельским предпринимателям. Многие из них используют в своих названиях карельские слова, тогда как в письменном карельском языке используется латиница.