Пломбы за 300. Как стоматологи Карелии борются с дефицитом материалов
Доля импортного оборудования и материалов в российской стоматологии составляет в среднем 90%, а по некоторым позициям — 100%. Из-за серьезной импортозависимости стоимость услуг в отрасли серьезно привязана к закупочным ценам. Какие-то материалы подскочили на 20-30%, а некоторые позиции увеличились в цене сразу в два-три раза. При этом регионами поставок до недавнего времени в основном были Европа и США, которые теперь выпали из логистических цепочек. Чтобы клиенты не пострадали, карельским клиникам в последние недели пришлось в срочном порядке искать альтернативные варианты.
Европа или Азия?
На рынке стоматологических услуг ощущается нехватка материалов и оборудования. Клиники Петрозаводска по-разному относятся к этой ситуации. Некоторые компании все еще живут на старых запасах, но признают, что прейскуранты на материалы оптовики давно переписали и они привыкают к новой реальности. Так или иначе, одни ищут новые транспортные пути, другие переключатся на новых поставщиков.
«Если раньше мы выбирали то, что нравится, теперь приобретаем то, что есть», — признается руководитель сети клиник «Петродент» Анна Ващилова. По ее словам, дефицита как такового нет, вопрос в том, у кого заказывать.
«Курс валюты меняется, и поставщики пересчитывают цены каждый день. В среднем стоимость поднялась от 20% до 300%. Значительный рост там, где, например, компания объявила о своем уходе с российского рынка и распродаёт остатки. После резкого роста цены сейчас постепенно откатываются назад, но пока еще не вернулись к прошлому году. Там, где потребовалась замена, нашли аналогичные варианты, поскольку у производителей в линейке есть разные предложения», — отмечает руководитель.
Однако качеством альтернативных вариантов довольны не все. Если к материалам вопросов не возникает, то по оборудованию есть проблемы. Как рассказал РБК Карелия руководитель сети «Кардент» Антон Ольшевский, на рынок материалов пришли новые поставщики и производители из стран Азии и Латинской Америки — Японии, Южной Кореи, Китая, Бразилии. Чтобы значительно не увеличивать цены на услуги, поставщиков пришлось сменить.
«Что касается оборудования, то здесь ситуация сложнее, доступное сейчас азиатское оборудование по качеству пока сильно уступает европейскому, с которым сейчас есть проблемы. Проблемы так же есть и с поставкой запасных частей. Все стало очень дорого и долго. Работать на оборудовании эконом класса и самыми доступными по цене материалами, это не наш путь, т.к. это неминуемо ведет к снижению качества услуг. Мы пытаемся найти золотую середину, подобрать материалы и оборудование необходимого качества, но так, чтобы это не сильно ударило по карману наших пациентов», — говорит он.
Зубы как инвестиция
По данным социологического опроса 2021 года, за последний год 51% опрошенных россиян пользовались услугами стоматологических клиник. При этом 39% из них посещали стоматологов раз в полгода. Большая часть опрошенных, обращавшихся к стоматологам платно, потратили на оказанные услуги от 5 000 до 7 000 рублей.
На сегодня клиенты по-разному воспринимают новые реалии. Часть из них решила вложить сбережения в лечение, пока цены не поднялись еще выше, часть решила отложить поход к стоматологу на конец лета-осень в надежде на стабилизацию цен и акции клиник.
Как говорит Анна Ващилова, клиентский поток не сильно изменился — запись по-прежнему идет на несколько недель вперед. При этом статистика клиники отмечает, что с началом дачного сезона в мае не было традиционного небольшого спада, связанного с тем, что люди уезжают за город, а клиенты выбирают услуги, которые долго откладывали.
В клинике «Кардент» наоборот отмечают небольшой спад, особенно на дорогостоящие виды лечения, но, говорят, что это скорее сезонный, чем долговременный тренд. По словам Антона Ольшевского, они «смотрят в будущее с разумной долей оптимизма».
С учетом данных опроса о том, что для россиян наличие доступной цены находится на втором месте при выборе клиники, можно предположить, что клиентский поток напрямую зависит от ценовой политики, особенно сейчас.
Основной риск для компании, оказывающих стоматологические услуги, — сохранение баланса между ценами на услуги и собственными расходами на фоне падающей платежеспособности населения. Пока обвального отказа клиентов от дорогостоящего лечения не произошло, но некоторые клиники сворачивают дисконтные программы. Так в «Петродент», по словам руководителя, прайс не меняли, но отменили все дискотные скидки — 10% семейная, 25% студенческая.
В «Кардент» рассказали, что в начале 2022 года, еще до введения санкций, в плановом порядке увеличили расценки на 5-8% чтобы нивелировать влияние инфляции, но теперь приходит понимание того, что без увеличения стоимости услуг на 10-20% не смогут обеспечить высокотехнологичную и высококвалифицированную стоматологическую помощь, ведь новые логистические маршруты цепочки поставок требуют и времени и дополнительных расходов.
Повтор материала от 17.05.2022