Перейти к основному контенту
Карелия⁠,
0

Жизнь без H&M. Где и как будут одеваться в Карелии после ухода брендов

Изменения на рынке одежды в 2022 году заставили многих жителей Карелии пересмотреть свои традиционные приоритеты и расходы. Но после стабилизации цен спрос восстанавливается, а покупатели открывают для себя новые марки
Фото: РБК Карелия
Фото: РБК Карелия

Экономическая и геополитическая ситуация изменила рынок fashion-индустрии. Из России ушли или приостановили поставки такие популярные бренды как H&M, Adidas, Puma, Nike, Massimo Dutti, Zara, Stradivarius, Bershka и Uniqlo. При этом многим из них пришлось отказаться от значительной части прибыли. Свободные ниши занимают азиатские и российские бренды. Эксперты полагают, что условия, которые складываются, в конечном итоге будут на руку покупателям.

Трудный период

Отечественный рынок fashion-индустрии в прошлом году начал приходить в себя после пандемии, показав прирост продаж на 8-9%, достигнув значения в 1,8 трлн. руб. Это при том, что в 2020 году потери в продажах составили 25%. После колебаний курса валют, ухода брендов, которые произошли весной и летом текущего года рынок мгновенно отреагировал. Ткани подорожали в 1,5-2 раза. Рост цен прогнозировался на 15-25%. Однако, фактически составил от 30 до 40%.

«С рынка ушел в основном премиальный сегмент Dior, Prada. Это коснулось тех, кто не одевался в масс-маркет. В Петрозаводске осталось открыто практически все. За исключение H&M и спортивных марок Reebok, Nike. Mango работал по франшизе и закрытие его не коснулось. Но цены подскочили. В том числе в бюджетных Modis и FunDay. Рост составил примерно 30-40%. Думаю, что снижения цен до предыдущего уровня не будет, но рост в целом остановился», — говорит стилист из Петрозаводска Юлия Тельпина.

Для бизнеса в масс-маркет это означает трудный период, учитывая снижение покупательской способности. По оценкам аналитиков, люди в первую очередь отказываются от одежды и развлечений вне дома. На практике, по словам стилистов, в этом сегменте покупатели сейчас в среднем готовы оставить на шопинг от 10 до 20 тысяч рублей.

Из офлайна в онлайн

В структуре российского ecommerce fashion-сегмент оставался одним из масштабных направлений. На онлайн-продажи одежды, обуви и аксессуаров по итогам 2021 года пришлось 12,7% от его объема. Только Wildberries отмечал рост продаж fashion-товаров на 55%. На онлайн приходился каждый пятый рубль, потраченный на одежду, обувь и аксессуары. По мнению экспертов, сейчас в этой нише намечаются новые тренды.

«Потоки покупателей более-менее уже распределены. Я думаю, что маркетплейсы не будут наращивать покупателей, а будут наращивать прибыль за счет платных доставок и других не очень привычных ограничений для покупателей», — считает Роман Гольцев, один из основателей российского бренда одежды JST.

Стилисты констатируют, что одежда через маркетплейсы по-прежнему заказывается. Но цены здесь также выросли. «Wildberries, LaModa также популярны, но не все доступно, ушло много спортивных вещей, трудно купить оригиналы», — говорит стилист Юлия Тельпина. По мнению экспертов, освободившиеся ниши начинают занимать российские и азиатские бренды. Роман Гольцев считает, что, скорее всего, валовые продажи одежды в этом году будут ниже, чем в предыдущие годы, но при этом есть стойкое ощущение, что российские бренды и те, кто остался, в большинстве своем продажи нарастили.

Из России с любовью

Как показывает статистика, уход с российского рынка Zara, H&M не изменил планы многих россиян по обновлению гардероба. Правда, им приходится теперь все чаще смотреть в сторону производителей внутри страны. Например, в мае текущего года спрос на одежду отечественных брендов в онлайне существенно вырос по всем показателям: онлайн-оборот — на 61%, количество транзакций — на 41%, а средний чек — на 20%.

«Российские производства сейчас загружены. Мы работаем с разными фабриками; у самых успешных очередь на пошив. Но и производители в Турции также перегружены, что для нас тоже своего рода проблема, так как сильно отодвигаются сроки исполнения заказов, растут цены. Как мы видим, у российских фабрик сегодня не хватает технического оснащения, но чтобы переоборудовать производства спрос должен быть устойчивый на протяжении большего периода. Пока мы видим рост только в одном сезоне Весна-Лето. Посмотрим на Осень-Зиму, но тренд позитивный и все идет к тому, что фабрики и ателье нарастят свои мощности и улучшат технологии», — отмечает Роман Гольцев.

О том, что российские бренды смогут составить альтернативу говорят и стилисты. «Большинство российских дизайнеров и локальных брендов по ценовой политике значительно выше H&M и вышли на уровень Massimo Dutty до его закрытия. Примерно одинаковые с H&M цены можно найти в Incity, OGGI, ZOLLA, GJ, SELA. В последние годы они прошли ребрендинг, и в этих магазинах при развитой насмотренности теперь можно найти интересные, стильные и актуальные модели.

По детской одежде замену можно найти в Acoola, Crocked, Детском мире», — рассказывала РБК Карелия стилист, создатель мобильного приложения по стилю G-Style Кристина Галактионова. «Если брендам поработать над аналитикой и улучшить качество тканей, то они могут много чего заменить», — говорит Юлия Тельпина.

Одновременно с российскими брендами ниши начинают занимать и бренды из дружественных стран. Ассоциация компаний розничной торговли сообщила о скором появлении новых ритейлеров на российском рынке. Компании из Ирана, Китая и Турции заинтересовались развитием своего бизнеса в России. «Возможно, на какой-то короткий период снизилась конкуренция, но у нас не плановая экономика, предприниматели мгновенно занимают свободные ниши. Что же касается покупателей, то они однозначно выигрывают, так как в ближайшие полгода на рынке появится десятки, а со временем и сотни брендов, а не два-три магазина, занимающие большую часть рынка, как это было еще вчера», — говорит Роман Гольцев.

Повтор публикации от 10.09.2022

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 15 ноября
EUR ЦБ: 95,1 (+1,4)
Инвестиции, 09:53
Курс доллара на 15 ноября
USD ЦБ: 81,13 (+0,53)
Инвестиции, 09:53
Все новости Карелия
Умер снимавший в кино Янковского и Лучко режиссер Николай Гибу Общество, 21:36
Генконсул в Марселе заявил о снятии охраны с диппредставительства России Политика, 21:31
Владельцы акций «Элемента» смогут получить налоговую льготу Инвестиции, 21:26
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Фигурант дела о защитных сооружениях назвал размер отката и извинился Общество, 21:18
В Короче Белгородской области от удара дронов загорелась кровля ТЦ Политика, 20:59
В посольстве Японии подтвердили, что ракеты Typhon убрали с ее территории Политика, 20:58
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Карпин стал одним из худших тренеров в истории «Динамо» Спорт, 20:53
«Динамо» назвало сменщика Карпина на посту тренера Спорт, 20:43
«Шанинка» попросила отложить частичный отзыв аккредитации до решения суда Общество, 20:43
Чего добивались клубы под руководством Карпина Спорт, 20:42
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
Экспорт китайских автомобилей в Россию упал почти на 60% Политика, 20:28
Мбаппе и ПСЖ потребовали друг у друга в суде больше €200 млн Спорт, 20:21