Карельские управляющие компании ждут штрафы за мусор у контейнеров

В середине сентября парламент Карелии принял поправку в закон республики об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за ненадлежащее содержание контейнерных площадок. Теперь за мусор в радиусе пяти метров от контейнерных площадок должностные лица, ответственные за их содержание, могут быть оштрафованы на сумму от 5 до 10 тыс. руб. Для юридических лиц штрафные санкции выше: от 10 до 15 тыс. руб. За повторное нарушение размер штрафа увеличится.
Авторы поправки считают, что мера позволит навести порядок на контейнерных площадках. «Как минимум по каждой управляющей компании будет сформирована административная практика», — прокомментировал председатель комитета по экономической и промышленной политике, энергетике и ЖКХ Леонид Лиминчук. Депутат также заявил, что деньги на штрафы пойдут не из кошельков граждан, а из доходов управляющих организаций.
РБК Карелия пообщался с юристами сферы ЖКХ, чтобы выяснить, как на практике применяется поправка и какие меры необходимы для того, чтобы во дворах республики стало чище.
Хотят навести порядок
Предложение о введении штрафов за грязь на контейнерных площадках внесли в середине июля текущего года. Законопроект появился как отклик на регулярные жалобы жителей республики на качество вывоза ТКО и содержание площадок с мусорными баками. Депутаты подчеркивали, что предложение сформировано на основе запросов граждан.
В конце весны Карелия заняла второе место среди регионов России по количеству жалоб местных жителей на вывоз мусора — на республику пришлось 16,8% всех обращений по стране. Основные проблемы, по мнению граждан, — это нарушения содержания мусорных площадок и баков, экологические нарушения и вопросы, связанные со сбором и уборкой мусора.
В рамках обсуждения законопроекта на заседании профильного комитета парламента авторы инициативы отмечали, что мера позволит предупредить и пресечь факты ненадлежащего содержания прилегающей территории к местам накопления твердых коммунальных отходов. По словам депутатов, жители встретили законопроект с одобрением. Заместитель председателя комитета по законности и правопорядку Артем Валюк отмечал, что получил отклик на инициативу от жителей Карелии, которые считают, что пять метров — это мало, и просят увеличить расстояние до десяти метров.
Благими намерениями
Пока в нововведении достаточно много «белых пятен», считает юрист сферы жилищно-коммунального хозяйства Александра Туркина. «Во-первых, загрязнение территории — понятие субъективное, поскольку для одного несколько валяющихся бумажек значения не имеют, а для другого и маленький фантик свидетельствует о факте загрязнения», — отмечает специалист.
Кроме того, по ее словам, у управляющих организаций, как правило, тариф на содержание общего имущества уже включает в себя уборку территории один раз в день преимущественно в утренние часы (в том числе, на территории в радиусе пяти метров от контейнерной площадки). «Соответственно, если кто-то недобросовестный выбросил мусор мимо контейнера или же птицы разнесли мусор по округе после того, как дворник все прибрал, наступают основания для привлечения УК к ответственности, — объясняет юрист. — Выходит, что у управляющей организации есть два выхода из такой ситуации. Первый — это платить штрафы и, если проверки будут частыми, постепенно дойти до банкротства. Второй — это включить в тариф на содержание общего имущества расходы на уборку придомовой территории три и больше раз в день».
Коллегу поддерживает и юрист, специализирующийся на сфере ЖКХ, Денис Береснев. Он отмечает, что сейчас большинство управляющих компаний стараются «играть по новым правилам», проводить регулярные уборки контейнерных площадок. Однако не всегда ответственность за чистоту в городе лежит только на управляющих организациях.
Так, в Петрозаводске, например, не определены места складирования ряда отходов, которые не должны помещать в обычные контейнеры. «К слову, по данным реестра мест накопления ТКО на территории Петрозаводска, у многих домов на муниципальных площадках не определены точки складирования крупногабаритных отходов. Жители домов не знают, куда складировать подобного вида отходы, что часто и становится причиной захламления контейнерных площадок, — говорит Береснев. — На территориях, находящихся в зоне ответственности управляющих компаний, эта проблема становится их головной болью, кто же несет ответственность за скопление КГО на площадках, принадлежащих администрации муниципалитета, сейчас не ясно. До сентября был четко прописан механизм, что ответственным является орган местного самоуправления. Сейчас эту норму отменили».
Ответственные за чистоту
Сейчас управляющие организации проводят уборку территории рядом с контейнерной площадкой, если эта территория входит в состав общего имущества многоквартирного дома. В то же время, часть контейнеров находится на территориях общего пользования и имеет разные источники накопления — нежилые здания, гаражи, детские сады и прочие подобные объекты.
По словам Дениса Береснева, ответственным лицам предлагается самостоятельно урегулировать этот вопрос. «Верховный суд в своем решении указал, что для оценки качества содержания площадок, орган местного самоуправления прежде должен определить ответственных лиц и разделить между ними обязанности по содержанию. Сейчас же выходит, что все получается наоборот: штрафы уже есть, а с кого их взимать — не всегда ясно, — поясняет юрист. — Сначала необходимо установить правила игры и только потом определять наказание за их нарушение».
Обратной стороной медали применения таких штрафов может стать повышение стоимости услуг управляющих организаций, уверены юристы. «Как уже было сказано, в конечном счете, УК будут вынуждены включить расходы на уборку придомовой территории три и больше раз в день в тариф на содержание общего имущества. Ведь дворнику тоже нужно платить за больший объем работы, — говорит Александра Туркина. — А это уже ложится на плечи обычных потребителей, проживающих в многоквартирных домах на территории Карелии, так как, согласно 162 статье Жилищного кодекса РФ, управляющая компания по заданию и за плату собственников выполняет содержание общедомового имущества, в том числе и контейнерных площадок».
Прогнозы и предложения
По словам юристов, говорить о какой-либо сформировавшейся правоприменительной практике пока рано, так как с момента принятия поправки прошел всего месяц. «Ситуация с работой принятого закона будет развиваться в зависимости от того, каким образом будет организована проверка исполнения требований по уборке прилегающей к контейнерной площадке территории», — объясняет Туркина.
Одним из возможных способов навести порядок на контейнерных площадках может быть соглашение об обслуживании между администрацией муниципалитета и управляющей компанией. «Так, например, администрация Петрозаводского городского округа, как владелец контейнерной площадки, уже имеет контракт с местным индивидуальным предпринимателем на выполнение работ по содержанию мест накопления ТКО, расположенных на территориях общего пользования в границах Петрозаводского городского округа. Точно также она может заключить с управляющими организациями соглашения на долевое участие в расходах на выполнение этого контракта», — предлагает Александра Туркина.
По словам Дениса Береснева, такая инициатива могла бы помочь разделить расходы на содержание контейнерных площадок между теми, кто ими пользуется. «Такая практика уже успешно применяется, например, в Ярославской и Самарской областях, и мы могли бы перенять этот опыт», — добавляет юрист. Пока же в Карелии эти расходы возлагают в основном на управляющие компании и ТСЖ, а значит, на собственников квартир в жилых домах.
Береснев также добавляет, что необходимо провести актуализацию реестра источников накопления ТКО. «Сейчас, к сожалению, в реестре не указаны многие источники, которые, тем не менее, пользуются контейнерными площадками. В практике управляющих компаний вполне может произойти ситуация, когда в реестре источников числятся два многоквартирных дома, а по факту площадкой пользуются сразу пять домов», — объясняет Береснев. Указание точного количества источников накопления позволит управляющим организациям определить расходы на содержание площадок.
Жители Карелии не раз жаловались на оператора, ответственного за вывоз мусора в Карелии. Свои обращения граждане направляли представителям региональной власти, в том числе и главе Карелии Артуру Парфенчикову. В начале года руководитель региона заступился за ООО «Карельский региональный оператор» и распорядился выделить 260 млн руб. для покрытия тарифного недофинансирования. При этом расходы на организацию и содержание мусорных площадок предложили возложить на жильцов многоквартирных домов.
В конце лета деятельность регоператора начала проверять межведомственная комиссия — на основании материалов, полученных от заинтересованных лиц. Члены комиссии должны определить, есть ли основания для того, чтобы лишить компанию статуса регоператора.
Ранее ситуацией с организацией обращения с ТКО в республике заинтересовалась Счетная палата региона. Проверяют период с начала мусорной реформы в 2022 году и до начала 2025 года. Основная задача проверки — повышение результативности деятельности органов государственной власти и иных организаций в сфере обращения с отходами потребления.