Онежский ССЗ расторг контракт на строительство ледоколов на 18,5 млрд руб

ФГУП «Росморпорт» и Онежский судостроительный судоремонтный завод расторгли контракт на строительство двух вспомогательных ледоколов мощностью 12‒14 МВт ледового класса Icebreaker7, сообщает информационное агентство «ПортНьюс». Контракт был заключен в 2021 году.
Акционерное общество «Онежский судостроительный судоремонтный завод» зарегистрировано в марте 2019 года в Петрозаводске. В соответствии с данными ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании — строительство кораблей, судов и плавучих конструкций. Общее количество направлений деятельности — 8. За 2024 год прибыль компании составляет -323,3 млн руб., выручка за 2024 год — 2,9 млрд руб.
Контракт на строительство расторгли по соглашению сторон 10 июня 2025 года. Его стоимость составляла 18,53 млрд руб. Работы должны были завершить до декабря 2026 года. «Стороны подтверждают, что генподрядчиком получен авансовый платеж в размере 9,27 млрд руб. Генподрядчик обязуется возвратить авансовый платеж в течение пяти рабочих дней с даты подписания сторонами настоящего соглашения», — говорится в соглашении.
Причиной расторжения стала невозможность осуществления работ субподрядчиком. Турецкая верфь Kuzey Star Shipyard фактически не занималась строительством в связи «с введенными санкциями и отказами в поставке оборудования». Несмотря на отсутствие работ, по информации Счетной палаты РФ, ОССЗ в 2021-2023 годах получил почти 9,3 млрд руб. в качестве аванса на постройку судов. Затем в конце 2024 года завод получил еще 7,5 млн руб. лимитов бюджетных обязательств, хотя финансирование строительства судов на 2025 год не планировалось.
Контракт на строительство двух двухтопливных ледоколов проекта 23620 Росморпорт и Онежский судостроительный завод заключили в июле 2021 года. Это был первый российский проект ледокола с энергоустановкой, способной работать на сжиженном природном газе. Месяцем позже турецкая компания подписала договор с ОССЗ на строительство, став фактическим исполнителем заказа.
Строительство морских ледоколов в Петрозаводске началось в 2023 году. Тогда на ОССЗ заложили киль первого в Карелии мелкосидящего ледокола, предназначенного для эксплуатации в Балтийском, Белом, Азовском и Каспийском морях. Его задача — ледокольное обеспечение зимней навигации, проводка караванов судов и их буксировка в ледовых условиях. По планам судно должны спустить на воду уже в этом году.