В Петрозаводске проблему транспортной инфраструктуры решают математики
Ученые института математики КарНЦ РАН провели анализ загруженности дорог Петрозаводска, чтобы дать рекомендации по дальнейшему развитию транспортной инфраструктуры. Их исследования могут помочь городским властям улучшить ситуацию на дорогах и помочь в реализации транспортной реформы.
Математика для транспорта
Анализ ученых института математики КарНЦ РАН выявил наиболее критичные и перегруженные дороги Петрозаводска, а также те, которые можно считать резервными. Информация об этом размещена на сайте учреждения. Так, ключевыми безальтернативными маршрутами движения названы проспект Ленина, Лососинское шоссе и Гоголевский мост, ул. Шотмана, ул. Антикайнена. По данным исследования, чаще всего перегружены ул. Красноармейская, отдельные участки проспекта Ленина и улицы Кирова. Что касается резервных дорог, по которым можно организовать движение транспорта, то это ул. Пушкинская, ул. Олонецкая и ул. Ломоносова.
«Теоретико-игровые методы могут подсказать, как организовать дорожное движение так, чтобы люди распределились более оптимально. Алгоритмы на основе этих методов, можно встроить в навигаторы, и программа будет подсказывать определенный маршрут одной части водителей, и альтернативный — другой. Так они распределятся более равномерно, и всем от этого будет лучше», — говорит Наталия Никитина, участник исследования, старший научный сотрудник лаборатории стохастического моделирования информационно-вычислительных и телекоммуникационных систем Института прикладных математических исследований.
Как уточняют в научном центре, исследование ведется в рамках гранта российского научного фонда, проводимого совместно с органами власти республики и финансированием из Фонда венчурных инвестиций. Чтобы построить математическую модель Петрозаводска, исследователи использовали данные опроса, в котором участвовали более тысячи горожан, рассказавших о своих способах перемещения к местам работы и обратно. «Модель позволит изучить поведение разных участников транспортного движения: то есть разделить трафик на легковые машины, грузовики малого, среднего и большого веса, автобусы и микроавтобусы. Это важно, поскольку у разных видов транспорта есть разные ограничения согласно ПДД — они ведут себя по-разному и влияют на общую ситуацию по-разному», — объясняет математик.
По мнению ученых, исследование может помочь установить оптимальные маршруты и интервалы движения общественного транспорта, а поскольку перевозчики работают в условиях конкуренции, то немаловажно предсказать их поведение. Сейчас ученые рассчитывают, как изменится транспортная ситуация, если реализуются планы властей по расширению улицы Достоевского и строительстве тоннеля на улице Халтурина. И создают специальный веб-сервис, чтобы каждый мог увидеть, как работает транспортная модель. Результаты исследований они планируют передать в органы власти Петрозаводска и Карелии, чтобы помочь в развитии городской инфраструктуры.
Экономические реалии
Транспортная реформа в Петрозаводске началась в 2022 году. В ноябре ФАУ «РОСДОРНИИ» презентовало концепцию развития, стоимость разработки которой составила 26 млн. руб. Согласно проекту, в Петрозаводске планировали существенно обновить троллейбусный парк, увеличив его долю в пассажирских перевозках до 50-60%. Кроме того, рекомендовалось продлить маршрутную сеть, продлив некоторые маршруты и исключив дублирующие. В рамках реализации транспортной реформы был приобретен 21 новый троллейбус. Также город получил еще 15 троллейбусов от горэлектротранспорта Санкт-Петербурга. В 2024 году на условиях льготного лизинга планируется приобрести еще 27 новых троллейбусов.
Однако реализация транспортной реформы столкнулась в 2023 году с рядом трудностей. Сначала мэрия проиграла частным перевозчикам дело о «регулируемом тарифе». Затем стало известно, что в 2023 году пассажиропоток в городских троллейбусах упал на 1,2 млн человек, что почти 17% от общего числа пассажиров, а предприятие испытывает серьезную нехватку специалистов.