Перейти к основному контенту
Карелия ,  
0 

Гендиректор MB Barbell Вадим Маркелов: «Мы стоим перед моральным выбором»

РБК Карелия продолжает серию материалов о том, как крупные карельские компании работают в новых условиях политики импортозамещения
Фото: mbbarbell.com
Фото: mbbarbell.com

Российские операторы фитнес-центров и клубов столкнулись с проблемой замены спортивного оборудования. По экспертным оценкам, в ближайшие годы им придется сменить большинство поставщиков из стран дальнего зарубежья, что открывает возможности и для отечественных компаний. Одной из них вполне может стать MB Barbell. Тренажеры, которые делаются в Карелии, устанавливаются от Степанакерта до Канарских островов. Но расширить присутствие на российском рынке и занять освободившуюся нишу оказывается не так просто. О ситуации в фитнес-индустрии рассказал Вадим Маркелов — создатель бренда MB Barbell по производству спортивного инвентаря и оборудования.

На рынке уличных тренажеров ваша компания кажется почти монополистом, что сейчас происходит в этой нише?

— Производителей оборудования для детских комплексов и городских уличных площадок в России большое количество, по силовым уличным тренажерам мы формируем свой рынок. Все уличные тренажеры для российского рынка мы можем выпускать. Эта серия изначально была адаптирована под отечественные материалы. Мы сразу локализовали ее для российских условий, с учетом антивандальности, например. Если говорить о западных поставках — то здесь продукция должна соответствовать западным требованиям. Материалы, пластик, специализированный металл — их сейчас нет в России.

Какие тенденции вы видите сейчас на рынке?

— В небольших городах, таких как Петрозаводск, фитнесом занимается мизерный процент — около 1% населения. В районных центрах, вроде Кондопоги и Сегежи, процент еще меньше. При этом фитнес-индустрия относится к отраслям, которые в первую очередь страдают во время кризиса. Спорт и отдых — это то, на чем люди начинают прежде всего экономить, поэтому спорт первым несет убытки. Мы видим, что бизнес в нашей сфере резко «сжался». С другой стороны, спорт высших достижений внесен в санкционные списки, и финансы, которые были предусмотрены для этих целей, сейчас перераспределяются. По объемам заявок на установку уличных тренажеров в России мы полностью загружены. При этом резко поменялось соотношение в работе с заказами. Если раньше у нас было 85% свободного рынка и 15% госзаказов, то сейчас всё наоборот. Для нас это значит, что финансово вроде бы ничего не поменялось, но мы получили большую зависимость от бюджета. Мы понимаем, что рынок vip-тренажеров в фитнес-индустрии сейчас оголится и думаем, как вернуть себе долю свободного рынка, чтобы почувствовать большую стабильность. У нас есть идеи по разработке спортивных приложений, мы ведем работу с университетами. Но инновационная деятельность требует усилий от предприятий. Расходы на разработку чего-то нового снижают прибыль, а это всегда вызывает вопросы у контролирующих органов, возникают дополнительные проверки, избыточные требования. В последнее время количество таких проверок увеличилось, на что мы неоднократно обращали внимание властей.

В июле российское фитнес-сообщество обратилось к премьер-министру Мишустину с обращением о принятии срочных мер по поддержке спортивной индустрии — поставщиков и производителей оборудования. В тексте письма подчеркивалось, что отечественная фитнес-отрасль «целиком зависит от импортных товаров». Какие изменения коснулись вашей компании в последнее время?

— Первое, с чем нам пришлось столкнуться — это изменение логистики. Границы оказались закрыты. Второе — падение курса валют. Соответственно, экспорт стал не выгоден вообще. Мы стали убыточны. Сейчас мы рассматриваем экспорт только с точки зрения перспективы, сохранения позиций, но не заработка. Если западный партнер нашел что-то другое — мы не возражаем. Если хочет работать с нами, то организуем поставку, неся убытки, так как расходы на логистику выросли в 4 раза. Чтобы экспорт стал выгоден, нужно чтобы доллар вернулся к стоимости хотя бы 70-75 руб.

Как обстоят дела с материалами и комплектующими, необходимыми для производства?

— По полимерным краскам, подшипникам — мы наладили поставки. Но по целому ряду позиций мы видим отсутствие или нехватку. Например, на российском рынке нет специального промышленного клея, который работает в специальных условиях под высоким давлением. Его основной производитель Henkel. Сейчас мы нашли, чем его заменить, но пока не можем оценить насколько качество соответствует заявленным параметрам. Это будет ясно в процессе эксплуатации, свой результат клей показывает через 10-20 лет. Еще одна проблема — это остановка гальваники (общее название процессов, которые производят металлическое покрытие–прим. РБК Карелия). В своем производстве мы использовали безопасный для окружающей среды трехвалентный хром, который сейчас стал недоступен. Российские технологии, основанные на серной кислоте, предлагают шестивалентный хром. Эти технологии небезопасны для окружающей среды. Поэтому мы стоим перед моральным выбором, а не перед материальным. Мы не готовы к этому и думаем о снятии с производства большой номенклатуры товара. Если ситуация не изменится, то может остановиться гальваника. Это большие убытки. В первую очередь это коснется тренажеров с никелированным покрытием, которые делаются для спортивных залов. Из 200 тренажеров данного типа нам придется убрать где-то около 50. Еще одна проблема — нехватка полиуретанов. В своем производстве мы использовали итальянские, которые из-за ограничений стали недоступны. Те, что есть на отечественном рынке, очень низкого качества. Когда раньше мы их использовали, то получали 20% брака. Брак — это напрасно потраченный труд сотрудников, это утилизация. Это дополнительные расходы.

Это значит в ближайшее время фитнес-индустрия столкнется с дефицитом тренажеров?

— Дефицит в тренажерах для спортивных залов будет нарастать. Кроме обозначенных проблем, в России сейчас нет прокатного производства под тренажеры. Для их изготовления необходим базовый овальный профиль 40 на 80 мм или каплевидный. Его сейчас никто не производит. Мы планируем построить свое прокатное производство, но это требует больших инвестиций, и это вопрос не сегодняшнего дня.

Какие меры сейчас необходимо принять для отрасли, чтобы минимизировать негативные последствия? Какие инвестиции вы готовы сейчас вложить в развитие компании?

— Мы планируем нарастить производство уличного оборудования. Сейчас разрабатываем несколько проектов, нового типа или нового поколения оборудования. Планируем расширение производства. Многое зависит не от нас, но мы постараемся максимально выполнить свои планы по расширению ассортимента и увеличения объёма производства.

Елена Силина, Президент Национального фитнес-сообщества:

Охват рынка фитнес-индустрии в регионах составляет 53%, этот же показатель в Москве 31%, в Московской области — 16%. С 2020 года фитнес-отрасль потеряла около 40% игроков: на сегодняшний день функционируют 7 800 фитнес-клубов, задействовано 518 400 специалистов. За первое полугодие средние показатели отрасли по продажам клубных карт показали потери 10% к 2019 году, по продажам дополнительных услуг — 5,8%. Суммарно потери составляют 15,8%, за полгода это 13,2 млрд. По итогам первого полугодия 2022 года отмечен небольшой прирост рынка фитнес-индустрии, примерно на 3% к 2021 году, это объясняется смягчением и последующей отменой коронавирусных ограничений, когда бизнес и клиенты смогли немного отойти после пандемии. Однако существующая геополитическая ситуация оказывает существенное влияние на отрасль и по итогам 2022 года мы ожидаем падение рынка не менее чем на 13% по сравнению с 2019 докризисным годом. В первую очередь это связано с подорожанием оборудования, расходных материалов, арендных платежей и коммунальных услуг, в среднем по российской отрасли расходная часть выросла на 20%, при том, что фитнес-клубы сохранили цены на абонементы. Сейчас мы наблюдаем традиционный летний спад, в это время всегда увеличивается отток клиентов. Но с учетом ситуации, дальнейшего увеличения расходов, дефицита инвентаря, что ждет фитнес-индустрию через полгода большой вопрос.

Подготовила Евгения Велева

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 26 ноября
EUR ЦБ: 108,87 (+1,45)
Инвестиции, 17:44
Курс доллара на 26 ноября
USD ЦБ: 103,79 (+1,21)
Инвестиции, 17:44
Все новости Карелия
Скворцова рассказала Путину о вакцине против аллергии на пыльцу березыОбщество, 19:38
Бирюзовые воротнички: на HR-форуме РБК рассказали о смене образа инженераОтрасли, 19:24
Борьба за преодоление $100 тыс. Что мешает биткоину продолжить ростКрипто, 19:22
«Страна» рассказала, как возвращаются в Россию уехавшие из новых регионовПолитика, 19:14
Ozon вынес вопрос о «переезде» с Кипра в Россию на собрание акционеровИнвестиции, 19:11
На тушение складов с фреоном в Царицыно направили пожарный поездОбщество, 19:10
Доля зарубежных брендов на торговых улицах Москвы упала вдвое за 5 летНедвижимость, 19:06
Скидки на подписку до 60%
Максимальная выгода до 2 декабря
Купить со скидкой
Чешский тренер «Динамо» заявил, что ему не нужен российский паспортСпорт, 19:02
Бог в деталях: как преобразить интерьер с помощью сет-дизайнаРБК «Стиль» и Familia, 19:01
Reuters узнал, почему «Газпром» отключил Австрии газПолитика, 19:01
Стала известна программа бизнес-форума «Мир возможностей: Россия — АСЕАН»Отрасли, 18:58
Военная операция на Украине. ОнлайнПолитика, 18:56
Черчесов объяснил игру сборной Казахстана при нем «на двоечку»Спорт, 18:54
Суд в Москве оштрафовал Telegram на ₽7 млнОбщество, 18:52