Стоимость проживания в глэмпингах Карелии превысила 20 тыс. руб. за ночь
Стоимость проживания в глэмпингах на территории Карелии в этом году могла достигать 20 тыс. руб. за одну ночь. Об этом в интервью РБК Карелия рассказал директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин. По его оценке, такой ценник в разы превышает прайсы отелей: размещение в глэмпинге может себе позволить далеко не каждый турист.
РБК Карелия пообщался с представителями туриндустрии и узнал, за что хозяева глэмпингов запрашивают такие деньги и сохранится ли востребованность подобных объектов размещения с учетом высокой стоимости проживания.
Немассовый отдых
По данным единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии, 18 объектов размещения из 328 прошедших классификацию в Карелии определяют себя как глэмпинги. Это составляет всего 5,4% от общего числа мест размещения. У пяти из них классификация временно приостановлена или прекращена.
Именно ограниченное предложение является первой причиной высокой стоимости проживания, считает Сергей Ромашкин. Кроме того, в пересчете на номера в глэмпинге гораздо меньше мест для размещения, нежели в отеле.
Из-за небольшого количества мест размещения с глэмпингами, как правило, не работают туроператоры. РБК Карелия обратился к двум карельским туристическим операторам — «Золотое кольцо Карелии» и «Калева Тур», представители обеих фирм сообщили, что не сотрудничают с модульными отелями для размещения для «пакетных» туристов. «Полагаем, что в глэмпинги едут те туристы, которые бронируют свой отдых самостоятельно», — пояснил директор «Золотого кольца Карелии» Виталий Тараканов.
Еще одной причиной высокого ценника, по словам Сергея Ромашкина, является более сложная экономика глэмпингов в сравнении с отелями. Так, затраты на содержание модульного отеля из нескольких домиков и небольшой гостиницы примерно одинаковы, однако во втором случае число размещенных гостей будет значительно больше. «Глэмпинги вынуждены ставить более высокий в сравнении с отелями ценник, чтобы сохранить окупаемость каждого модуля», — поясняет директор АТОР.
На стоимость размещения может влиять и неприспособленность некоторых глэмпингов к работе в зимнее время года. «Таким образом владельцы стараются компенсировать потери, когда отель простаивает в межсезонье, когда размещение туристов не представляется возможным из-за погодных условий», — комментирует Сергей Ромашкин.
За что такие деньги?
По словам главы АТОР, цены на размещение могут отличаться в зависимости от расположения, а также предлагаемого спектра услуг того или иного глэмпинга.
Так, проживание в карельском филиале российской сети глэмпингов «Вили Улей», расположенном в Лахденпохском районе республики на территории национального парка «Ладожские шхеры», обойдется в 15-20 тыс. руб. за ночь. В одном модуле могут разместиться два человека. Как рассказывает PR-менеджер сети Карина Плачкова, точная стоимость зависит от дат, а также от дней недели.
В стоимость проживания включены трехразовое питание, аренда сапов, лодок и каяков, посещение бани и доступ к общей зоне с развлечениями. «По сути, человек получает формат бутик-отеля, но в окружении северной природы, и это требует серьезных затрат на инфраструктуру и сезонное обслуживание», — объясняет Карина Плачкова.
По сравнению с предыдущим годом стоимость проживания выросла на 10%. По словам представителя сети, это связано в первую очередь с ростом себестоимости, куда входят логистика, питание, расходы на персонал, а также с повышением уровня сервиса.
О росте цен на проживание в модульных отелях представители отрасли предупреждали в прошлом году. Прогноз предполагал увеличение стоимости на 15-20% на фоне инфляции и существенного увеличения зарплат в сфере туризма.
На волне популярности
Несмотря на стоимость, количество желающих попробовать новый вид отдыха на волне медийной популярности модульных отелей сохраняется на высоком уровне. «Люди готовы платить за возможность переночевать посреди леса, не отрываясь при этом от благ цивилизации. На фоне высокого спроса владельцы глэмпингов также могут повышать цены», — говорит директор АТОР.
Высокий спрос подтверждает и Карина Плачкова. По ее словам, в карельском филиале сети самая большая загруженность регистрируется в летний сезон. С июня по август глэмпинг загружен примерно на 80-90%, в то время как в межсезонье этот показатель снижается. Представитель сети отмечает, что, как и многие глэмпинги, их филиал работает круглый год.
«У нас стабильно высокий спрос на зимние заезды, особенно в декабре и на февральские праздники. Осенью и весной растет интерес к коротким выездам на выходные и к корпоративным форматам (ретриты, MICE-мероприятия, фототуры)», — добавляет Плачкова.
Остаться на плаву
По словам Сергея Ромашкина, ажиотажный спрос на проживание в глэмпингах постепенно снижается. Не все объекты размещения в России, позиционирующие себя как глэмпинги, могут на деле предложить тот уровень обслуживания и уединение, за которым едут туристы.
Бум на глэмпинги в России фиксировали около восьми лет назад. Тогда видеоролики в соцсетях обещали быстрый, легкий и большой заработок, но реальность оказалась другой. Летом прошлого года на «Авито» в разных регионах страны разместили около 300 объявлений о продаже глэмпингов. Волна продаж не коснулась Карелии и в летний сезон 2024 года спад интереса к подобному виду размещения в республике не наблюдали.
С позицией о снижении востребованности глэмпингов не согласна и Карина Плачкова. «Первые волны интереса были эмоциональными — людям просто хотелось «красивых куполов». Сейчас рынок взрослеет: гость стал разборчивее, он ищет не просто шатер, а комфортный, продуманный отдых в природе с сервисом уровня отеля», — объясняет Карина Плачкова. По ее словам, глэмпинг перестает быть исключительно летней диковинкой, превращаясь в новую форму регулярного всесезонного отдыха.
Сергей Ромашкин отмечает, что в перспективе на рынке будут оставаться те глэмпинги, которые готовы предложить постояльцам что-то уникальное, к примеру, удаленное расположение на природе или интересное архитектурное решение. «Те глэмпинги, которые развиваются системно и работают над продуктом, будут только укреплять позиции», — подтверждает Карина Плачкова.
Ранее власти Карелии предложили за счет глэмпингов увеличить число гостиниц в регионе. По прогнозам, до 2030 года номерной фонд республики должен вырасти не менее чем на 30% в связи с растущим турпотоком.
В последние годы, по данным Министерства экономического развития России, на строительство модульных отелей представители бизнеса потратили около 35 млрд руб. Еще 18 млрд руб. было субсидировано со стороны государства. Благодаря поддержке инвесторов в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» глэмпинги как продукт присутствуют практически во всех регионах России.