«Первоначальная паника прошла». Авторынок Карелии в поиске альтернатив
Прогноз продаж автомобилей в России в 2022 году колеблется в диапазоне от 1 млн до 600 тыс. машин. Рынок России 10 годами ранее был на уровне 2,3-2,5 млн в год, последние 5 лет он не достигал 2 млн. держался на уровне 1,5 -1,8 млн. Объем продаж сейчас бьет антирекорд 2009 и 2016 годов. После ухода западных марок их официальные дилеры находятся в поисках альтернативных решений для бизнеса. Пока одни изучают азиатский автопром и его «приземление» на российские условия, другие ищут возможности для создания новых продуктов.
Текущие цены и спрос
Стоимость автомобилей в 2022 году выросла в среднем на 40%, аналогичный рост достигнут и в сегменте автозапчастей. Рост цен обусловлен несколькими факторами: логистический кризис в период пандемии, соответственно нехватка комплектующих для сборочных производств, нестабильность валюты — в стоимость заложены риски, неясная перспектива для работающих в России зарубежных компаний. Такую оценку ситуации на рынке высказали в официальном дилерском центре Renault «КМ-Авто» в Петрозаводске. Как рассказала РБК Карелия коммерческий директор компании Татьяна Хяюрюнен, в настоящее время продажи автомобилей на рынке в целом сократились примерно на 61% к уровню 2021 года. «Сейчас делать прогноз относительно второго полугодия рано. Надеемся, что рынок сезонно немного отыграет вверх, покупательский спрос постепенно адаптируется к текущим ценам», — говорит руководитель.
Эксперты отрасли ситуацию на автомобильном рынке также описывают, как сложную, но отмечают, что постепенно происходят позитивные изменения. «Если мы посмотрим на продажи новых автомобилей в сравнении с прошлым годом, то падение превышает 60%, но если брать этот год, особенно после февраля, то показатели всё лучше и лучше. В прошлом месяце было продано свыше 44 тысяч автомобилей, почти в два раза больше, чем, скажем, в мае, а показатель уровня потребительской активности впервые стал положительным. Да, сложно говорить, что всё становится хорошо, но свет в конце тоннеля явно есть», — рассказал РБК Карелия эксперт портала «Автомаркетолог» Роман Тарамакин.
Б\у вместо нового
Перебои с поставками новых автомобилей могли повлиять на рынок поддержанных авто, и он пошел бы в рост. Однако, ситуация складывается пока наоборот. В 2022 согласно прогнозу агентства «Автостат» продажи подержанных машин в России могут достигнуть 4,8 млн единиц (-20% к прошлому году), что является самым низким показателем за последние 12 лет. В след за ростом цен на новые автомобили, цены на подержанные авто также поднялись в среднем на 20%.
В дилерском центре Renault «КМ-Авто» говорят, что автомобиль в среднем находится в эксплуатации у клиента до 5 лет, после чего сдается в трейд-ин и обменивался на другой. Однако весной, многие клиенты взяли паузу. Несмотря на это в компании отмечают, что направление продаж автомобилей с пробегом является на данный момент более приоритетным. «В Карелии примерно 200 тысяч платежеспособного населения, автомобиль есть практически у каждого из них. Постепенно этот парк будет обновляться, но в целом общее количество автомобилей не изменится», — предполагают в компании.
Альтернативные решения
В условиях неопределенности дилерские центры ищут для себя новые возможности. Одни пробуют марки азиатского автопрома, другие рассматривают альтернативные варианты. По словам Романа Тарамакина, европейские автомобили постепенно отступают, «АвтоВАЗ» и китайские модели наращивают свою долю.
«Доля последних, если брать весь российский автопарк, всё ещё мала, хотя их продажи уже достигли четверти от всех продаваемых в России автомобилей, обогнав корейские бренды. Последние, кстати, хоть и сдают позиции, но не так сильно, как европейские — несмотря на влияние прямых и вторичных санкций, для корейских брендов Россия — это большой и важный рынок, потому они очень незаинтересованы в том, чтобы полностью уходить. Но в целом, курс на Китай продолжится — не зря Haval Jolion сейчас самая продаваемая в России модель после Lada Granta», — говорит специалист.
Этот тренд в Карелии также признают, но отмечают, что выводы о том, кто закрепится можно делать года через три. «С 2000-х годов клиенты привыкли к обслуживанию в официальных дилерских центрах, комфорту, качественным оригинальным аксессуарам и автозапчастям». Компания делает ставку на сервис и сохранение клиентской базы. Мы приняли решение не повышать цены на техобслуживание. Осуществляем полное ТО и гарантийное обслуживание в рамках, предусмотренных договорами, сохранили коллектив и направили на переобучение по программе «Демография» тех сотрудников, кто захотел воспользоваться такой возможностью», — отмечает Татьяна Хяюрюнен.
При этом в оценке возможностей параллельного импорта эксперты расходятся. «Сроки доставок автомобилей однозначно в среднем выросли, хотя бы потому что не всё сейчас можно доставлять напрямую или крупными партиями. По мере того как будут налаживаться различные схемы и обходные маршруты, ситуация будет стабилизироваться», — полагает Тарамакин.
В тоже время Татьяна Хяюрюнен отмечает, что альтернатива в виде параллельного импорта пока не работает. «С одной стороны, для юридических лиц данный импорт не закреплен законодательно и имеет ряд противоречий. Тот небольшой поток автомобилей, ввозимых из-за рубежа физическими лицами не приведет к насыщению рынка. А также возникает вопрос гарантии и доступности автозапчастей для них», — говорит представитель дилерского центра.
Что будет дальше?
Если говорить о предпочтениях рынка, то эксперты отмечают региональную и столичную специфику. «Москва — один из немногих регионов, где Lada не находится на первом месте по продажам. В столицу первыми поступают новые модели иномарок (в новой реальности — азиатских), в то время как жители регионов наиболее активно приобретают отечественную продукцию. По количеству продаж же всё вполне пропорционально», — говорит Тарамакин. По его мнению, цены продолжат расти, это относится как к новым, так и к подержанным автомобилям, последние с начала года уже выросли на 28%, при этом ситуация с покупательской способностью вряд ли изменится в ближайшее время. Среди мер, которые могут помочь автомобильному рынку справиться с кризисом, называются субсидирование и автокредитование.
Показательным для состояния авторынка в Карелии является и число выданных автокредитов, где весь год наблюдается спад. Как сообщили РБК Карелия в Объединенном кредитном бюро в августе 2022 года в республике было выдано 178 кредитов на сумму немногим более 173 млн рублей. В то время как год назад в этот же период было выдано 302 кредита общей суммой около 300 млн. руб. Однако, если учитывать общие цифры продаж, о которых говорят эксперты, то можно сделать вывод, что рынок авто сейчас вышел на плато. «Первоначальная паника прошла. Да, не стоит лукавить, всё ещё довольно плохо, но сравнительно становится лучше. Не зря российский авторынок по итогам августа с учётом всех бед занял шестое место в Европе», — резюмирует Роман Тарамакин.
Повтор публикации от 20.09.2022