Карельские водители такси покидают сферу из-за новых правил страхования

С 1 сентября прошлого года у 78 перевозчиков Карелии аннулировали разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории республики. Это сделали из-за отсутствия страховки, рассказали в министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи региона.
Правила начали действовать с осени прошлого года. Предполагается, что нововведение повысит уровень безопасности и защиту пассажиров. Сейчас все владельцы такси должны заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП). Полис обеспечит компенсацию ущерба, причиненного пассажирам в случае ДТП. Если полис ОСГОП отсутствует, уполномоченные органы могут приостановить действие разрешения на перевозку пассажиров, а затем аннулировать его.
Не все перевозчики согласны с введением требований по заключению договора ОСГОП. РБК Карелия пообщался с представителями местных сервисов такси и выяснил, как новые правила повлияли на сферу перевозок.
Регионы не готовы
По данным на 23 мая 2025 года, количество действующих разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в республике составляет 965. Из них 5 предоставлены юридическим лицам, 51 разрешение — индивидуальным предпринимателям. Еще 909 водителей с разрешениями зарегистрированы как самозанятые, рассказали РБК Карелия в региональном Минтрансе.
По словам представителей сервисов-перевозчиков, число водителей на фоне вступления в силу требований сокращается. Нововведение, целью которого было обеспечить безопасность пассажиров, возымело обратный эффект, так как к обязательным расходам на содержание и страхование машины добавилась еще одна статья расходов, считают в службе такси «Рай Он». «В итоге водители уходят в тень или вообще уходят из такси», — говорит представитель компании.
Так же считают в сервисе «Поехали!». Специалист отдела по связям с общественностью Екатерина Мамай отмечает, что вход на легальный рынок для перевозчиков стал труднее. «Реестры разрешений на деятельность такси пустеют. Легковое такси как юридическая сущность перестает существовать за пределами Московской агломерации. Большая часть водителей не перестанет возить людей, только будет это делать неофициально, например, через чаты», — говорит Мамай.
Причиной того, что многие водители не оформляют полис ОСГОП, как считают в сфере, стала неготовность таксомоторной и страховой отраслей к введению новых правил. Екатерина Мамай отмечает, что в стране не обеспечили реализацию базовых требований к перевозчикам легковых такси — например, отсутствует инфраструктура для проведения медосмотров водителей, техосмотров автомобилей такси.
«Когда страховая компания выявит невыполнение любого требования закона о такси № 580 и своих собственных условий, то будет взыскивать выплаченную пострадавшим сумму с водителя. Таким образом, покупка полиса ОСГОП не только не решает для водителей проблему профессиональной ответственности, но и увеличивает их финансовые потери на стоимость полиса», — поясняет Екатерина.
Нововведение формировалось на основе опыта крупных городов — Москвы и Петербурга, и его не так легко перенести на реалии регионов России, подчеркивает представитель сервиса такси «Рай Он».
Остаются за бортом
В отрасли отмечают, что многие водители не понимают необходимости дополнительного страхования ОСГОП. «Ведь водители и так оформляют полис ОСАГО. Некоторые ни разу не получали выплат, потому что безаварийно ездят. Если полис ОСАГО для них выходит в районе 10 тыс. руб., то ОСГОП будет уже в районе 20-30 тыс. руб. дополнительно», — рассказывает представитель службы такси. По его словам, оформление еще одной страховки для водителя очень обременительно, учитывая цены, которые в городе задают крупные сетевые агрегаторы. «Водители должны подстраиваться под современные реалии с помощью цен на такси уровня 2010 года, когда и цена бензина, и запчасти были дешевле», — говорит специалист.
Сейчас, с учетом актуальных расходов, цена поездки должна начинаться на уровне 400 руб. В то же время крупный агрегатор предлагает поездки по 100-150 руб., объясняет представитель службы такси.
Идея о том, что все поездки должны быть застрахованы, — хорошая и правильная, считает Екатерина Мамай. «У крупнейших агрегаторов действуют свои программы. Мы ведь и ввели свою программу защиты, потому что у страховых компаний не было адекватного предложения для рынка такси», — комментирует специалист.
При разработке новых норм авторы не учли специфику регионов, а также уже устоявшийся механизм работы сервисов такси, говорят собеседники. «Массовое аннулирование разрешений на деятельность такси в регионах сейчас подтверждает, что решение механически распространить такой сложный вид страхования, как ОСГОП, вообще на всех перевозчиков, включая уже защищенных программами агрегаторов, было явно ошибочное», — заключает Екатерина Мамай.
По словам коллеги Екатерины, число водителей такси стало сокращаться еще на этапе введения ФЗ № 69, так называемого закона о такси, в 2011 году. «С тех пор из такси ушло 90% профессиональных таксистов. И сферу наполнили люди, которые к ней не имеют никакого отношения, которые иногда могут даже не знать города», — объясняет специалист. По его словам, водители, которые имеют опыт работы в такси по 10-20 лет, в результате остаются за бортом.
Нехватку кадров ощущают таксопарки и в других регионах страны. Так, компании Краснодара отмечают дефицит водителей на уровне 10%. Одной из причин считают введение обязательного дополнительного страхования, так как из-за него у водителей появляется дополнительная статья расходов. Нехватку водителей прогнозировали в таксопарках Омска. По прогнозам, водители предпочтут возить посылки и заказы, а не людей, так как для этого не нужно большого количества разрешений.
Помимо оттока специалистов, еще одним следствием введения нового требования стало повышение цен на перевозки. Так, проезд в тюменских такси подорожал на 12%. Дополнительную финансовую нагрузку создали также увеличение стоимости обслуживания и ремонта автомобилей, рост цен на топливо.
В мае Государственная дума РФ приняла закон, еще больше ужесточающий требования к уровню локализации машин такси. Согласно инициативе, в такси можно будет использовать только автомобили отечественного производства, которым присвоено более 3200 баллов локализации. Баллы за локализацию начисляются за производство машин на отечественных предприятиях и использование российского сырья.
Новые нормы вступят в силу с 1 марта 2026 года. Прописанные в законе требования не будут применяться к автомобилям, которые внесены в региональные реестры до 1 марта 2026 года.