Карельские пчеловоды: подделок меда на рынке больше, чем 60%
В России усилится контроль за продукцией пчеловодства. Роскачество выявило, что 60% меда на прилавках магазинов — это фальсификат. РБК Карелия уточнил у местных пчеловодов, как купить настоящий мед, узнал об урожае и ценах этого года.
Репутация меда
Карельские пчеловоды уверены, что подделок меда на рынке больше, чем 60%. «9 из 10 банок — это фальсификат. Найти хороший мед в супермаркете очень сложно, — считает пчеловод, глава фермерского хозяйства «Мёд Карелии», президент ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств «Сампо» Михаил Шабанов. — Уверенным в качестве можно быть, только если берешь у проверенного пчеловода. Пчеловод ведь как врач — к нему люди годами ходят, если доверяют».
У карельского меда хорошая репутация, говорит Михаил Шабанов. Его немного из-за климатических условий — все производители на виду. При этом лабораторные анализы подтверждают высокое качество. «Все пчеловоды сдают мед на анализы. У карельского меда диастазное число, главный показатель качества продукта, самое высокое — в хороший сезон доходит до 50-60 единиц», — отмечает предприниматель.
«В карельском меде — половина красной книги. Здесь пчелы собирают нектар с дикорастущих растений, а не с сельскохозяйственных полей с подсолнечником, гречихой или рапсом — мед из этих культур менее полезен, так как большинство сельхозкультур обрабатывается химикатами», — говорит пчеловод, руководитель сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Мёд Карелии» Дмитрий Спирков.
Бренд против подделок
Бороться с фальсифицированным медом крайне сложно, потому что технологии в подделке шагнули далеко вперед, отмечает Дмитрий Спирков. А вот сделать так, чтобы на официальных торговых площадках бесконтрольно не использовали репутацию карельского меда для продажи продукта неизвестного происхождения, гораздо реальнее. Спирков стал первым карельским пчеловодом, получившим в 2023 году в Роспатенте право на географическое указание на своей продукции. Сейчас георафическим указанием пользуются многие местные пчеловоды.
«Географическое указание — это уникальный объект интеллектуальной собственности, который позволяет предпринимателям закрепить за собой право на использование в продукции наименования региона. Это помогает не допустить использование такого указания производителям, чьи продукты не отвечают требуемым стандартам», — объяснил генеральный директор центра «Мой бизнес» Михаил Трифонов.
По словам Дмитрия Спиркова, сейчас на маркетплейсах стало гораздо меньше продукта, который выдают за карельский мед. Для этого карельские пчеловоды провели серьезную работу.
Карельские пчеловоды утверждают, что, по их опыту, эти методы проверки не всегда срабатывают. Например, натуральный темный мед может придать воде темный оттенок. И реакция с йодом тоже может быть не такой однозначной. «Видимо, выборка меда, на которой проводились опыты на Алтае, была не очень большой. Лабораторный анализ — единственный точный метод. Ну и еще нос и язык покупателя, гурмана добавками не проведешь», — говорит Михаил Шабанов.
Дорожает не мед, а бензин
В 2024 году урожай меда благодаря долгому, теплому лету радует пчеловодов. В хозяйстве Михаила Шабанова больше 100 ульев, и в этом году с каждого удалось собрать по 15-20 кг. По словам Дмитрия Спиркова, в его хозяйстве один улей принесет 30-40 кг, всего в кооперативе порядка 240 ульев.
По подсчетам пчеловодов, урожай этого года в разы больше, чем урожай прошлого, который оказался провальным по сборам продукта. Тогда цены на карельский мед взлетели почти на 50% — до 1,5 — 1,6 тыс. руб. за кг. В этом году, несмотря на большее предложение, цены на мед, которые сейчас держатся на уровне 1,5 — 2 тыс. руб. за кг, не снизятся. «Мед не подешевел, потому что подорожали банки, крышки, топливо», — объясняет Дмитрий Спирков.
Пчеловоды отмечают, что производство меда стало интересовать все больше людей в регионе. Кооператив «Мёд Карелии» является крупнейшим поставщиком пчел в республике (все пчелы в регионе привозные, дикие медоносные пчелы в Карелии не живут). «Покупаем у заводчиков из Орловской области миролюбивых пчел пород Карника и Бакфаст, а также белорусских пчел. В этом году поставим местным заказчикам около 300 пчелосемей. Востребованность в регионе растет», — говорит Дмитрий Спирков.
Бизнес с рисками
По информации министерства сельского и рыбного хозяйства Карелии, в регионе пчеловодство относится к развивающейся отрасли сельского хозяйства. На территории республики зарегистрировано 66 пасек, количество зарегистрированных пчелосемей составляет свыше 1,9 тыс. единиц.
«С учетом природно-климатических условий для разведения и содержания в регионе используются преимущественно пчелы среднерусской и карпатской пород. Производимый мед — разнотравье. За период с 2019 года 18 пчеловодов воспользовались мерами государственной поддержки в виде грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе 14 грантов «Агростартап», — приводят данные в ведомстве.
Михаил Шабанов тоже видит рост интереса к пчеловодству в Карелии. Однако, по его мнению, новые нормативные акты и поправки в закон о пчеловодстве совсем не делают жизнь пчеловода проще. «К рискам, связанным с климатом, добавляются риски постоянных проверок и штрафов, необходимость маркировать ульи. Сложностей много, но мы держимся, потому что хотим создавать качественный, действительно элитарный продукт, который может представлять нашу республику как бренд», — говорит пчеловод.
Президент РФ подписал закон о борьбе с фальсификацией меда в прошлом году. Согласно поправкам, мед должен соответствовать требованиям качества и безопасности, установленным как российским законодательством, так и нормативными актами Евразийского экономического союза. В законе сказано, что к продукции пчеловодства теперь относятся товары, определенные не только в соответствии с общероссийским классификатором продукции, но и с «техническими регламентами и документами по стандартизации». Закон вступил в силу 1 сентября 2024 года.
В начале сентября этого года Минпромторг рекомендовал торговым сетям усилить контроль за продукцией пчеловодства из-за массовой фальсификации меда.
Повтор публикации от 17.09.2024