«Нужно много вложить». Зачем Карелии система интенсивного лесопользования
В 2018 году Карелия стала одним из пилотных регионов с новой моделью воспроизводства лесов. По оценкам властей, метод позволяет получать в 2-2,5 раза больше качественной древесины с одного гектара леса. Научное сообщество отмечает, что программа требует соответствующих денежных вложений на качественное лесовосстановление и технику.
2000 деревьев на гектар
В настоящее время в Карелии на одном гектаре лесных угодий растет около 2000 деревьев при норме 700. Из-за густоты большинство сосен и елей вырастают слабыми и малопригодными для деревообработки. Повысить качество и количество древесины за счет увеличения объемов рубок ухода призвана интенсивная модель лесопользования. Как отмечают в министерстве природных ресурсов Республики Карелия новая модель позволит получать в 2-2,5 раза больше качественной древесины с одного гектара. В 2018 году республика стала одним из пилотных регионов по ее внедрению. По информации министерства, сейчас в республике систему внедряют «Сегежа Групп», ООО «МЕД ЛЕС», ООО «Соломенский лесозавод», ЗАО «Шуялес», ПАО «ЛХК «Кареллеспром», ЗАО «Норд Интер Хауз».
По мнению ученых, внедрение модели интенсивного лесопользования может привести к изменениям расчетной лесосеки. Например, повысить интенсивность рубок ухода, за счет чего должны возрасти объемы заготавливаемой древесины. «По данным «Государственного доклада о состоянии окружающей среды Республики Карелия в 2021 году» выполнение плана по проходным рубкам составило 45%, а по прореживаниям — менее 14%», — приводит цифры Сергей Мошников, заместитель директора по научной работе Института леса КарНЦ РАН. По его словам, успешность реализации модели зависит от качественно проведенного лесовосстановления, агротехнических и лесоводственных уходов, закупки специальной техники, подготовки специалистов. «Прежде чем что-то из леса взять, необходимо много туда вложить», — отмечает эксперт.
Ученый полагает, что цель интенсификации — по сбалансированному соотношению экономики, экологии и социального развития достигается, не за счет увеличения площади вовлекаемых в рубку лесов, а за счет повышения эффективности ведения хозяйства в ранее освоенных, «Именно они (такие леса — прим.ред.), на мой взгляд, должны быть основным объектом интенсивной модели. Это должно повлечь за собой сокращение рубок в старовозрастных малонарушенных лесах, что в конечном итоге и будет способствовать сохранению биологического разнообразия», — говорит Сергей Мошников.
Рубить по новым правилам
Новые правила интенсификации лесопользования в России вступили в силу с 1 января 2021 года. Они поменяли принцип подхода к рубкам, определяя сколько леса нужно оставить на делянке после рубки. Предполагается, что арендатор должен заложить пробы, лесничество на основании поданной декларации делает проверку, после чего арендатор сможет вырубить не 25–30%, как раньше, а 50%, то есть в два раза больше. Будет соблюдаться принцип отбора деревьев по средней высоте, диаметру. Еще одна особенность применения новых правил заключаются в том, что арендатор при подготовке проекта освоения лесов может пока использовать как традиционные, так и «интенсивные» нормативы рубок ухода на участке.
Согласно данным Лесного плана республики, общая площадь лесов в регионе около 14,9 млн га. Лесистость территории оценивается, как высокая: 53,1% с преобладанием хвойных пород — сосны и ели обыкновенной. Из лиственных пород преобладают береза пушистая, береза бородавчатая, осина и ольха серая. На сегодняшний день с одного гектара леса получают примерно 0,7 м3 качественной древесины (по России — средний показатель 1,5–2 м3 в год с одного гектара эксплуатационных площадей). Для сравнения: в Швеции и Финляндии, где интенсивная модель используется уже несколько десятилетий, этот показатель равен 4–6 м3. Целенаправленное прореживание леса в целом позволяет этим странам получать более качественную древесину, то есть более востребованную и дорогостоящую. При этом, как говорил Глава Рослесхоза Иван Советников, переход на интенсивную модель и достижение такого уровня в странах Скандинавии занял около 50 лет.
В настоящее время разработаны и утверждены нормативы для интенсивного использования и воспроизводства лесов для шести лесных районов: Двинско-Вычегодский (Архангельская область, Республика Коми), Карельский таежный и Карельский северо-таежный (Республика Карелия), Балтийско-Белозерский (Ленинградская область, Вологодская область), Среднеангарский (Иркутская область) и Байкальский горный лесной (Республика Бурятия).
Повтор публикации от 18.08.2022