Биолог Рыбалко: Карелии нужен новый подход к проблеме бездомных собак
В Карелии растет число нападений безнадзорных собак на людей. По мнению экспертов, ситуация с агрессивными животными будет только ухудшаться, если в республике продолжат руководствоваться «самым гуманным» законом о «Об ответственном обращении с животными», который приняли на уровне федерации в 2018 году. Осенью в Карелии началась работа над новым региональным законом о безнадзорных животных. РБК Карелия выяснял у экспертов, следует ли региону пойти по пути других субъектов, которые уже ввели эвтаназию для агрессивных собак.
Укусов стало больше
По данным управления Роспотребнадзора по Карелии, за январь—октябрь 2024 года в республике зарегистрировано 637 укусов, нанесенных собаками, что составляет 121,6 на 100 тыс. населения и выше аналогичного периода 2023 года на 20% (2023 год — 535 и 101,4 соответственно). Самые проблемные районы Карелии по уровню нападений безнадзорных животных на людей, по информации управления, — это Сегежский, Пудожский, Беломорский, Кемский, Муезерский, Олонецкий и Прионежский районы.
В карельских СМИ называют проблемным и Лоухский район республики. В августе этого года в поселке Пяозерский стая собак напала на семилетнюю девочку по пути к детской площадке. Мама смогла отбить ребенка, который получил множественные царапины и укусы. В октябре агрессивные собаки покусали 13-летнюю девочку в Сегеже. После этого случая власти карельского города направили в министерство сельского хозяйства предложения об изменении законодательства в сфере отлова безнадзорных животных. 13 декабря в Лахденпохье случайной прохожей пришлось спасать от напавшей стаи школьницу.
За девять месяцев 2024 года в Карелии спецорганизации выловили 423 собаки (в 2023 году — 944, в 2022 — 904 собаки). По информации министерства сельского и рыбного хозяйства региона, по состоянию на начало сентября 72% выделенных средств субвенции (более 17 млн руб.) на отлов безнадзорных животных уже было освоено муниципалитетами. Наиболее сложная ситуация в северных районах, где нет приютов и подрядчики не выходят на конкурсы по отлову животных, отмечают в ведомстве.
По мнению биолога, директора Первого петрозаводского общественного приюта для животных Владимира Рыбалко, отловом проблему с безнадзорными животными в Карелии не решить. По крайней мере, теми методами, которыми сейчас руководствуются власти и подрядчики.
Корень проблемы
Владимир Рыбалко считает, что проблема с бездомными собаками приобрела сегодняшние масштабы из-за федерального закона 2018 года «Об ответственном обращении с животными», который сами разработчики назвали самым гуманным, но при этом он фактически узаконил существование бездомных собак.
«Этот закон работает по принципу ОСВВ — то есть отлов, стерилизация, вакцинация и выпуск в среду обитания. Разработчики предполагали, что при таком подходе количество собак в населенных пунктах сократится естественным образом. Стерилизованные собаки перестанут размножаться и со временем вымрут сами собой. Однако этого не произошло», — объясняет эксперт.
Дело в том, что для ощутимого результата надо одновременно отловить и стерилизовать около 70-80% всех собак в городе, но этой цифры в Карелии никогда не удавалось достичь ни одному муниципалитету, говорит ученый, потому что собаки часто прячутся в промзонах, в частном секторе, многих животных при появлении спецмашин укрывают сами горожане. Домашние нестерилизованные собаки на самовыгуле тоже мешают добиться эффекта от отлова. В итоге популяции собак быстро восстанавливаются. Соответственно, учащаются и случаи нападений.
После нападений собак на детей часто возникают волны догхантерства, что тоже не решает проблему, а только плодит в обществе жестокость и нетерпимость, считает специалист. «Принцип ОСВВ не дал хороших результатов ни в одном регионе, — утверждает Владимир Рыбалко. — Там, где рапортуют о существенном сокращении числа собак, на деле работают серые или черные схемы по отстрелу животных».
Регионы сами решают
Регионы, где проблема с безнадзорными животными особенно острая, стали принимать отдельные законы для решения проблемы с агрессивными собаками на своей территории. Так, в конце октября 2024 года в соседней Мурманской области приняли закон об эвтаназии агрессивных животных. Там подсчитали, что за пять лет от укусов бездомных собак пострадали более 2,3 тыс. человек, в том числе более 100 детей. Специалисты предполагают, что новый порядок затронет около 30% отловленных животных без владельцев. Власти области обещают, что умерщвлять агрессивных четвероногих будут только после решения специальной комиссии, состоящей из кинологов, ветеринарных врачей и представителей подрядных организаций, занимающихся отловом.
Животным будут делать инъекцию, вводящую в состояние глубокого сна. Такой метод умерщвления в документе называется гуманным. Этот способ также будут применять, если животное нежизнеспособно, у него есть значительные травмы или признаки опасных болезней.
К октябрю 2024 года в России законы, предусматривающие усыпление животных без владельцев, приняты в 10 регионах — Республике Алтай, Астраханской области, Республике Бурятия, Забайкальском крае, Магаданской области, Оренбургской области, Самарской области, Республике Тува, Республике Удмуртия, Чукотском автономном округе.
Выход есть, но не дешевый
Есть страны и даже регионы в России, где проблему с бездомными собаками удалось решить. «В странах северной Европы, да и в Москве собаку без хозяина на улице не увидишь, — говорит Владимир Рыбалко. — Как они этого добились? Они не выпускают собак обратно на улицу. Там работает развитая сеть приютов, которые собирают всех появляющихся на улицах собак. Если у животного находится хозяин, его возвращают домой. Если нет — пытаются найти собаке подходящего человека».
По словам эксперта, в некоторых странах есть правила, позволяющие усыплять собаку, которую долгое время никто не забирает из приюта, потому что держать животное в приюте — это дорогое удовольствие. Однако в России, по закону, усыплять можно только животное, проявляющее «немотивированную агрессию» по отношению к человеку. По данным Рыбалко, Москва тратит на содержание «своих мегаприютов» 1,1 млрд руб. в год. Конечно, другие российские регионы не могут себе такого позволить, говорит эксперт.
Однако строить новые приюты регионам все равно нужно, уверен биолог. «Решить проблему с бездомными животными поможет только комплексный подход, который будет охватывать все источники появления безнадзорных собак», — считает Рыбалко. Комплексный подход предполагает безвозвратный отлов, помещение собаки в приют и индивидуальное решение судьбы каждого отдельного «постояльца». Как можно больше отловленных животных должны быть пристроены в семью. Для профилактики появления собак на улицах необходимо вести работу по стерилизации домашних питомцев. Ученый уверен, что эта работа должна вестись на постоянной основе за государственный счет, а не на гранты и частные пожертвования время от времени. Кроме того, необходимо бороться с самовыгулом — вводить штрафы, регистрацию и чипирование животных. Возможность усыпления животного, по мнению эксперта, также должна быть предусмотрена законом, например, особей с органическими поражениями мозга или с тяжелыми инфекционными заболеваниями. «Лучше прописать все правила и условия в законе, чем уводить это в серую зону», — считает Рыбалко.
Эксперт приводит в пример соседнюю с Карелией Финляндию, где в приюты ежегодно попадают около 3 тыс. собак. Половина из них, по статистике, имеет хозяев и, соответственно, возвращается домой. Усыпляют только агрессивных особей, которых за год насчитывается около 100. «То же можно организовать и у нас. Ведь откуда в России берутся бездомные собаки? Это или выброшенные людьми животные, или их потомки», — говорит эксперт.
Работа над законом
Карелия — далеко не самый проблемный регион по количеству покусов, говорит Владимир Рыбалко, республика на хорошем счету. По словам специалиста, благодаря работе зоозащитников, численность бездомных собак в республике с 2012 года сократилась в шесть раз. Приюты для животных работают в Петрозаводске, Суоярви, Костомукше, Сегеже и Кеми. Постепенно меняется менталитет людей, для которых бродящая по улице собака — это уже не норма.
Самыми проблемными районами, по мнению эксперта, остаются Лоухский и Прионежский, где нет специализированных приютов. Рыбалко надеется, что они там появятся по новому закону, разработкой которого сейчас занимаются в законодательном собрании Карелии.
В республике при министерстве сельского и рыбного хозяйства создана рабочая группа по вопросам ответственного обращения с животными. В нее входят представители силовых ведомств, органов местного самоуправления, государственных, зоозащитных организаций (в том числе и Владимир Рыбалко). Планируется, что обсуждение и обмен мнениями, учет успешного опыта отдельных районов помогут в разработке республиканского закона об обращении с животными без владельцев.
Председатель комитета по агропромышленной политике, природопользованию и экологии законодательного собрания Карелии Марина Гуменникова («Единая Россия») считает, что в республике должен быть региональный закон об ответственном обращении с животными. «Документ должен учитывать специфику Карелии как северного региона. Нам не нужны крайние меры в борьбе с бездомными собаками, которые иногда применяются в других регионах страны. Нам нужно разработать максимально гуманный, но эффективный закон, который будет давать возможность использовать все имеющиеся ресурсы и соответствовать современным нормам в обращении с животными», — считает парламентарий.
Очередное заседание рабочей группы при Минсельхозе должно пройти до конца года.
В прошлом году наибольший рост числа нападений собак на людей фиксировали в Муезерском районе (26 случаев за полгода, что в 6,5 раз больше показателей 2022 года). Также высокие показатели по нападениям собак наблюдались в Кемском, Кондопожском, Лахденпохском, Прионежском, Пудожском, Сегежском районах и в Петрозаводске.