Крупный и средний бизнес Карелии существенно снизил выручку
Выручка российских крупных и средних предприятий за санкционный период с марта по июнь 2022 года увеличилась в годовом выражении на 19%, до 77,8 трлн руб., однако в ряде регионов наблюдается ее снижение, сообщили в аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Согласно исследованию, в Карелии по сравнению с тем же периодом прошлого года выручка сократилась у предприятий на 6,2%. В денежном выражении она снизилась с 186 млрд руб. до 174,6 млрд руб. Также существенные темпы падения зафиксированы в Омской области (-28%), Чукотском автономном округе (-21,4%), Калужской области (-16%), Калининградской области (-7,9%), Еврейской автономной области (-5,6%) и Москве (-3,2%).
Наибольший рост выручки наблюдался в Санкт-Петербурге (на 140%), Кемеровской области (+54,4%), Якутии (+53,3%), Ямало-Ненецком автономном округе (+51,8%), Бурятии (+48,9%). При этом, как отмечают аналитики FinExpertiza, номинальный рост рублевой выручки продемонстрировали большинство отраслей за исключением гостинично-ресторанного бизнеса и сферы культуры, а также спорта и развлечений. Больше всего выручка бизнеса увеличилась в добыче полезных ископаемых (+43,3% за март—июнь к аналогичному прошлогоднему периоду), оптовой и розничной торговле (+21,3%), строительстве (+20,3%), сельском хозяйстве (+19,6%).
Более половины (59%) от прироста в 12,4 трлн руб. общероссийской выручки пришлось на нефтегазовый сектор экономики. За вычетом этой суммы выручка бизнеса, не задействованного в работе на нефтегазовую промышленность, увеличилась за четыре месяца 2022 года только на 10,6%. По словам президента FinExpertiza Елены Трубниковой, благодаря нефтегазовым доходам экономическая ситуация в России остается относительно стабильной, несмотря на жесткий санкционный прессинг со стороны западных стран. При этом она отметила, что денежные поступления от нефти и газа уже начали сокращаться и российская промышленность вступает в период трансформации.
Ранее в Карелии резко снизилась официальная выручка предпринимателей, торгующих на рынках. В Карельском научном центре спад объяснили, в частности, возможной сменой покупательской модели поведения связанной со стремлением потребителей к большей экономии в последние месяцы текущего года.