Транспортные компании Карелии выживают в кризис и надеются на e-commerce
Рынок логистики в Карелии перестраивается в ответ на санкции. Бизнесу приходится от чего-то отказываться, чтобы не потерять выручку и клиентов. РБК Карелия узнал, как выходят из этой ситуации сами предприниматели и какой делают прогноз.
Из двух зол меньшее
Первые изменения, по признанию транспортников, начались еще в 2014 году, когда закрылся завод, производящий микроавтобусы «Мерседес Спринтер Классик». В существующих реалиях старые проблемы обострились, а новые прибавились.
«Отечественные «Газели» не смогли занять эту нишу, сильно уступая в надёжности», — говорит Вадим Филимонов, его компания работает в Карелии с 1998 года. В его планы этим летом входила замена части автопарка, но сейчас этот вопрос, по словам предпринимателя, придется отложить на неопределенный срок из-за возросших цен на авто.
«Мы видим, что идет общее удорожание — автомобилей, запчастей, средств техобслуживания, плюс уменьшаются объемы поставок наших основных клиентов юрлиц — запчастей, материалов и оборудования для производства рекламной продукции, строительных материалов — это вызывает определенное беспокойство, однако мы не стали повышать цены на свои услуги, ограничившись прибавкой не более 10%», — говорит он. Несмотря на некоторый спад, предприниматель с оптимизмом смотрит в будущее, объясняя это гибким подходом к клиентам и сложившейся на рынке репутацией.
Репутация на локальных региональных рынках имеет особое значение. Это особенно проявляется в напряженных для экономики условиях, когда клиенты выбирают тех, кого знают лично или кто смог продержаться на плаву, пройдя через кризисы.
«Я прошел через один дефолт и три кризиса и могу сказать, что и сейчас найдем выход, только для этого потребуется больше время — ситуация очень сложная», — говорит руководитель транспортной компании «КарЭкс» Александр Фепонов. В собственности компании парк из 15 машин, что позволяет собственнику относить себя к тройке лидеров в данном сегменте доставки. Ему тоже пришлось отказаться от планов по обновлению автопарка и искать дополнительные возможности.
«Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года мы видим, что выручка незначительно уменьшилась, произошло перераспределение. Если раньше у нас больше заказывали перевозки запчастей, медицинской техники, оборудования для промышленности, то сейчас стало больше заказчиков физических лиц, доставок из интернет-магазинов», — говорит он.
Надежда на e-commerce
Слова подтверждаются статистикой. В 2021 году российский рынок онлайн-торговли оставался самым быстрорастущим сегментом ритейла. Оборот рынка онлайн-торговли вырос на 32%, до 4,2 трлн руб. (с учетом трансграничной торговли), в том числе внутренняя онлайн-торговля выросла на 34%.
В 2022 году тренд — рост доли доставок от физических лиц и интернет торговли отмечают и гиганты рынка вроде DHL Express. В ответе на запрос РБК Карелия директор Северо-Западного региона Вячеслав Палеха сообщил, что в период ограниченных логистических возможностей в республике наблюдается повышенный спрос на услуги экспресс-доставки грузов за границу от предпринимателей в том числе от интернет-магазинов. Стимулом роста онлайн-торговли он назвал пандемию covid-19, во время которой больше покупок стало совершаться в интернете.
8 апреля в отношении России был введен новый пакет санкций, запрещающий проезд в ЕС грузовиков, зарегистрированных в России и Белоруссии, за исключением фармацевтической, медицинской и сельскохозяйственную продукции, доставки энергоносителей, цветных металлов и удобрений. Как считают опрошенные РБК эксперты, на западных границах России заметных перемен это не принесет. В частности, как считает член Правления НП «ГПУ ВЭД «ГЕРМЕС» Юрий Ковалев, Евросоюз едва ли запретит эту деятельность — чтобы избежать протестов транспортных компаний своих стран. Кроме того, уже сейчас российские грузы, как по экспорту, так и по импорту, возят транспортные компании из прибалтийских стран.