Готова ли Карелия принять миллион туристов?
Республика Карелия регулярно входит в топ самых популярных направлений для внутреннего туризма на фоне сокращения предложений отдыха за рубежом. По данным АТОР, регион станет одним из «хитов» будущего летнего сезона: операторы фиксируют резкий рост спроса на отдых в Карелии по сравнению и с прошлым, и особенно с допандемийным 2019 годом. По официальным сведениям, в 2021 году регион посетило 950 тыс. человек. В этом году власти прогнозируют, что турпоток превысит миллион.
«Новая «Рускеала»
В северном Приладожье власти планируют реализовать сразу несколько проектов, один из них в районе равнинного водопада Юканкоски, более известного как Белые мосты, на реке Кулисмайоки в Питкярантском районе. По словам Главы Карелии Артура Парфенчикова, для проекта «Белые мосты» уже есть серьезные инвесторы, сейчас там активно строится дорога.
По информации карельского Управления по туризму, ООО «ПТО «Питкяранта», который является инвестором проекта «Белые мосты», планирует вложить в обустройство площадок у водопада — 600 млн руб. Общая сумма инвестиций с благоустройством прилегающий территории оценивается в 1 млрд 100 млн рублей.
«Проект «Белые мосты» будет равносилен, а, может быть, даже в будущем станет более востребован, чем «Рускеала». Мы хотим создать в этой точке такой национальный парк водопадов. Там несколько десятков водопадов, самых разных, не все большие, но они расположены на достаточно ограниченной территории и удобны для посещения. Вообще очень красивое место с точки зрения природного ландшафта. Вполне возможно, что скоро «Белые мосты» и «Рускеалу» объединим в один маршрут и человек будет приезжать в наш в знаменитый горный парк уже с намерением посетить и парк водопадов», — рассказал Парфенчиков.
Как говорит председатель Комиссии эко-эффективного туризма Ленинградского областного отделения Русского географического общества Антон Юшко, у проекта «Белые мосты» действительно большой потенциал, хотя назвать его аналогом парка «Рускеала», все-таки, сложно.
«Белые мосты» — красивая достопримечательность. При этом она природного характера, а поэтому более уязвима, чем объекты промышленного туризма. Горный парк «Рускеала», ведь, не совсем природный объект. Мы привели его в порядок и он выглядит как природный, но там и нет таких ограничений по антропогенной нагрузке, которые есть у «Белых мостов». Могут ли они собрать трафик до полумиллиона?! Мне кажется, в этом и нет особой необходимости. К тому же, это объект сезонный, то есть ограниченный по трафику», — пояснил Антон Юшко.
При этом он добавил, что с визуальной точки зрения «Белые мосты» уже сейчас любимая многими туристами и блогерами локация благодаря своей природной уникальности. Поэтому реализация проекта в этом районе вполне оправдана.
Удастся ли превратить Сортавалу в туристический бренд?
Самым востребованным направлением среди туристов в Карелии по-прежнему остается Сортавальский район. Это и горный парк «Рускеала» и сам город Сортавала. Как говорит Антон Юшко, Сортавала и «Рускеала» могут принять еще больший объем туристов, потому что это даст возможность делится трафиком с Лахденпохьей и Питкярантой. Как отмечает эксперт, перенасыщенность в этом районе есть, но только в дни пиковой нагрузки. Например, в период фестивалей или праздничные дни. В остальное время инфраструктура справляется.
О том, что Сортавала, возможно, перенасыщена туристами, упомянул и Артур Парфенчиков. Он добавил, что сейчас здесь ведется активное дорожное строительство, что позволит распределить турпоток по Приладожью, например, на юг и на восток, в сторону Петрозаводска.
Отдельный вопрос с застройкой исторической части Сортавалы.
«Сортавалу я бы назвал нашим северным Сочи. Кто-то хочет иметь там квартиру, кто-то родителей туда перевести... Это спокойное и комфортное место. К этому городу очень большой интерес инвесторов, учитывая его географическое положение. Вокруг него строятся гостиницы, дороги. Но здесь надо иметь ввиду, что в самом городе нам крайне важно сохранить его историческую часть. Пока никак не можем в силу недобросовестных партнёров разработать историческую экспертизу центра города, но наша задача, все-таки, максимальная репликация, мы никому не дадим построить в Сортавале какой-то нетрадиционный в архитектурном плане отель. Рядом — пожалуйста. Но если ты хочешь строить объект для размещения в городе — строй реплику. Многим гостям Сортавалы, к примеру, хорошо знаком такой объект как дом Берга — историческое здание, в котором расположен ресторан. Я сам люблю иногда по дороге заехать в «Берга» и выпить чашечку кофе. Сейчас таких гостевых объектов в старых реконструированных зданиях в городе мы планируем сразу несколько. Таким образом, в том числе, мы будем заниматься возрождением города и, надеюсь, со временем превратим исторический центр Сортавалы в самостоятельный туристический бренд», — утверждает Глава Карелии.
В целом для Приладожья, по словам Антона Юшко, есть проблема общей координации участников туристического рынка.
«Приладожье — зона опережающего роста и есть проблема координации. Хотелось бы, чтобы и государственные структуры, которые неплохо работают, работали активнее. Координация еще в том, чтобы крупные игроки не мешали малым игрокам. Сегодня некоторые крупные игроки ведут себя, все-таки, несколько независимо. А без такого единого плана развитие может приобрести такой хаотичный формат. Поэтому как раз тема кластерного туризма, которая реализуется в республике, должна продолжаться», — пояснил эксперт.
Валаам и Кижи — старые жемчужины в новой оправе
Наряду с объектами Приладожья Кижи и Валаам остаются одними из лидеров в плане посещаемости в Карелии. В 2021 году только в Кижи приехали более 205 000 туристов, в этот сезон ждут увеличения этого числа на порядок. Этому способствует новая дорога до деревни Оятевщина — ближайшего населенного пункта к острову Кижи на материке. По словам Главы Карелии, путь в 700 метров по воде можно проделать летом на лодках, а зимой на воздушных подушках.
«Многие из побывавших в республике гостей сделали для себя открытие, что, оказывается, в Кижи можно приезжать и зимой. Кижи в снегу не менее впечатляют, чем, скажем, летом или осенью. В первом квартале этого года, то есть, фактически, в зимний период, в Кижах побывали 20 тысяч человек. Такого никогда раньше не было. Я думаю, что в следующий зимний сезон Кижи станут полноценным объектом круглогодичного посещения» — рассказал Парфенчиков.
Руководитель проектов Центра развития социального туризма Республики Карелия Дмитрий Бобров говорит, что всесезонность Кижей — один из механизмов перераспределения нагрузки, при этом до пиковых показателей посещаемости в доковидные времена пока далеко. Помимо ограничений в последние два года из-за пандемии, сошел на нет турпоток иностранцев, которые приезжали в Кижи на круизных теплоходах. «Для россиян круизные теплоходы, все-таки, из разряда лакшери. Сегмент этот достаточно ограничен по количеству людей», — добавил эксперт.
Кроме того, по словам Боброва, существует проблема массовой доступности поездки на Кижи из-за высокой цены на билет.
«Вот билет на Кижи и обратно с 4-х часовым пребыванием на острове в прошлом году стоил 3500 рублей на человека. То есть для среднестатистической семьи это превращалось в проблему. Цена сопоставимая с недельным отдыхом в Турции. Это один день на Кижи, посетить экскурсии, пообедать. Поэтому и растет поток самостоятельных путешественников через ту же Оятевщину», — пояснил эксперт.
При этом, как отметил Дмитрий Бобров, доступность острова — комплексная проблема, связанная с организацией перевозок на Кижи водным транспортом. Значительная часть последнего близка к окончанию своего ресурса и этот вопрос тоже требует скорейшего решения.
Что касается Валаамского направления, Артур Парфенчиков особенно отмечает здесь такую локацию как Германовский скит. Это самый северный скит Валаамского монастыря, который отделяет от материка небольшой пролив.
«По сути, Германовский — единственный континентальный скит монастыря. При этом многие из тех, кто приезжает в этот район, об этом историческом месте даже не знают и поэтому его игнорируют. Сейчас мы проектируем дорогу и к этому объекту. В отношении Валаама мы также имеем все основания сделать из него круглогодичный центр для посещения туристами и паломниками» — добавил Парфенчиков.
Зачем лететь 9 часов на Камчатку, если есть Беломорье
Район Белого моря — особая забота Главы Карелии. Помимо промышленного и культурного потенциала, власти видят в нем определенный туристский ресурс.
«Наше Беломорье — это такая «европейская Камчатка». Мы все знаем, насколько уникальный район Камчатка, но при этом как далеко она находится от центральной части России. Хочешь побывать на Камчатке, но не хочешь менять часовой пояс и лететь 9 часов на самолете — приезжай на Белое море. Уникальный с точки зрения природы район. Мидии, водоросли, рыба — все это там есть в изобилии. Совершенно особая поморская кухня, которая может стать еще одним поводом приехать в тот же Беломорск. Кроме того, в Беломорье мы имеем объекты ЮНЕСКО — Соловки и петроглифы. В самом Беломорске недавно открыли музей Карельского фронта. Он уже сейчас считается одним из лучших музеев о Великой Отечественной войне в регионах. И вы представляете, что все эти достопримечательности фактически в одном месте и чтобы их посетить не надо тратить недели и проезжать тысячи километров», — рассказал Парфенчиков.
После включения части республики в Арктическую зону, в Карелии надеются, что массовый туризм придет и в эти районы, которые до последнего времени, по большей части, оставались уделом единичных «дикарей».
«На севере Карелии, например, расположен национальный парк «Паанаярви». Прекрасное место для эко-туризма. Инвесторы из Финляндии хотели там в свое время сделать горнолыжный курорт. Такие планы есть и у нас, конечно, с учетом сохранения его природной экосистемы. Нами уже подготовлен ряд инвестиционных предложений по созданию сети туристических объектов на арктических территориях региона, например, горнолыжного комплекса на горе Пяйнур (Лоухский район). Важно, что создание туристических объектов на севере Карелии — это возможность реализации проектов с существенными налоговыми и административными преференциями. Здесь мы тоже готовы активно работать с инвесторами», — сказал руководитель Карелии.
С Главой республики согласен и Антон Юшко, который отметил, что из-за арктических льгот северные районы могут получить импульс для развития отрасли. Но он добавил, что и проблема с местами размещениями именно там самая острая в республике. «В первую очередь надо помогать тем, кто уже развивается, якорным объектам. В Калевале, Костомукше. Кстати, поезд на Костомукшу мог бы стать туристическим поездом. Уже была попытка запустить такой поезд на Воттоваару, но пока она не готова принять большие объемы туристов», — сказал Антон Юшко, говоря о будущем потенциале северных территорий Карелии.
Переварить массу туристов — основная забота властей прямо сейчас
По словам Главы Карелии, развитие туристических объектов идет через создание кластеров. Это позволяет и республиканским и местным властям использовать комплексный подход и отрабатывать сразу несколько направлений: места для размещения, дороги, организация экомаршрутов и т.д. На текущий момент приоритетными в республике являются Приладожский, Беломорский и Заонежский кластеры.
«Мы крайне заинтересованы в развитии туризма, особенного внутреннего. Но сегодня главная задача — переварить ту массу туристов, которая прибывает в Карелию. Только в этом году мы ожидаем больше миллиона человек. И это только те, кто официально регистрируется. А, ведь, есть еще значительная часть, которая путешествует «дикарями». Всех этих людей необходимо так или иначе принять, обеспечить им проезд, условия размещения, возможность получения медицинских и прочих услуг. Это непростая задача. Сам турист нам интересен, но он же не только смотрит здесь на звезды или на красивые наши озера, он же еще и ест и спит, покупает что-то в местных магазинах», — пояснил Артур Парфенчиков.
Инфраструктура — главная проблема
По мнению Дмитрия Боброва, общая проблема для туризма в Карелии — большие расстояния, трудно преодолимые в современных условиях.
«Если мы имеем ввиду организованный туризм, то это отсутствие туалетов, отсутствие общепита, мобильной связи… Это ключевые проблемы. Большие расстояния и неразвитая инфраструктура. Но в каждом районе своя специфика. Например, в Заонежье это выражается острее из-за шхерной территории, где есть потребность в водном транспорте. Но с нашим законодательством маломерный флот фактически выпадает из легального рынка туристских услуг», — сказал эксперт.
Антон Юшко также отметил необходимость развития инфраструктуры в Карелии. Прежде всего, дорожной сети. «Тот же горный парк «Рускеала» благодаря улучшению транспортной доступности смог решить и другие проблемы. Новая дорога, ретропоезд, но основа была автобусный туризм. Основной трафик идет, все-таки, по автодорогам. Здесь нужны и объекты общественного питания и санитарные точки, простите, те же самые туалеты. Мы никуда от этой темы не уйдем. От санитарной темы и утилизации мусора. Здесь есть над чем работать, в том числе государству, а не только инвесторам», — добавил Юшко.
Кроме того, Дмитрий Бобров спрогнозировал возможные проблемы из-за вступления в силу с 1 июня закона об экскурсионной деятельности, которым вносятся изменения в закон о туризме.
«Теперь нельзя будет проводить экскурсии без специальной аккредитации. А ее невозможно получить, не имея профильного образования. Такое образование есть даже не у всех профессиональных гидов, что уж говорить о местном населении. Теперь они де-юре выпадают из этого поля. Правда, законодателем обозначен переходный период до 2024 года, когда региональные органы власти в сфере туризма должны разработать механизм аккредитации. Но в любом случае, наличие профильного образования является для гидов непременным условием. Сейчас мы пытаемся решить этот вопрос, например, на базе Петрозаводского университета организовали для гидов курсы профессиональной переподготовки», — рассказал Бобров.
Карелия нуждается в любых гостиницах
За прошлый год на территории Карелии открылись шесть новых гостиниц и гостевых домов в общей сложности на 235 мест, в 2022 году должны вступить в строй гостиничные комплексы в Сортавале, Петрозаводске, Сегеже. По данным регионального Управления по туризму, всего в республике около 15 тыс. мест для размещения туристов. Для региона, ожидающего миллионный турпоток, этого мало. Понимает проблему и Глава республики.
«Нам нужны объекты различного уровня от мини-отелей и глэмпингов до больших гостиничных спа-комплексов. Это могут быть и какие-то эко-отели и туристические базы, палаточные кемпинги. Можно строить гостевые дома и глэмпинги в традиционном стиле карельских домов. Похожие проекты сейчас реализуются в Заонежье. Домики на воде — очень интересная тематика, учитывая количество озер в Карелии. В организации и строительстве мы готовы активно помогать. Мы освободили все вновь возводимые объекты от налогов регионального уровня, платы на имущество, за землю, муниципальных налогов. Мы говорим — стройте гостиницу, вы будете освобождены от налогов. Это не касается какого-то одного района, удобные и современные отели требуются по всей республике. Поэтому я не могу сказать, что на сегодня мы не заинтересованы в строительстве отеля, скажем, в Лахденпохье или Беломорске. Везде пусть строят, у нас везде нехватка», — рассказал Артур Парфенчиков.
Как говорят эксперты, проблема с местами размещения характерна для всей Карелии. Власти решают ее, но процесс строительства новых отелей и баз отдыха — процесс в принципе не быстрый. Одним из вариантов решения проблемы отчасти могут стать глэмпинги — легковозводимые сооружения нестационарного типа. Недавно правительство России утвердило постановление о выделение регионам дополнительных средств на строительство таких объектов. Карелия должна получить из этих средств порядка 250 млн рублей. Артур Парфенчиков обещал помощь властей в строительстве таких объектов в республике.
Три миллиона за отели в этно-стиле
Власти пытаются вовлечь в работу отрасли не только инвесторов и операторов, но и местное население. Как говорит Артур Парфенчиков, это один из приоритетов их политики в области занятости.
«Пытаемся донести до населения, что на туризме в Карелии могут хорошо зарабатывать не только иногородние инвесторы, но и они сами. Многие жители сдают в сезон свои дома и квартиры. Это тоже бизнес. Но получать деньги с туристов можно совершенно по-разному. В том же Заонежье, например, местные мужики возят туристов в Кижи. (основной официальный маршрут на о.Кижи — из Петрозаводска — прим.РБК Карелия). Да, тут есть вопрос с легализацией таких перевозок. Можно наказывать этих мужиков, но это, ведь, будет очередная глупость. Мы и так зарегулированы со всех сторон. Туристы приезжают, хотят попасть на остров, местные везут их 700 метров по воде. Процесс этот мы не остановим, можем только работать по части его безопасности для гостей и для самих перевозчиков. Но в данном случае регулирование — вторично. Главное — жители зарабатывают и эти деньги остаются в республике. На чем бы люди сегодня наши не богатели в плане работы, власти должны быть в этом заинтересованы», — рассказал Парфенчиков.
Дмитрий Бобров говорит о том, что есть проблема в отношении жителей республики к туризму как таковому.
«Местное население делится где-то 50 на 50 в оценках. Кто-то видит в этом ресурс для развития территории. Кто-то видит угрозу историческому наследию, сохранению природы, памятников деревянного зодчества, традиционного образа жизни… Просто нельзя полюбить то, чего не знаешь. Если люди не понимают, что такое современный туризм, в частности, экоэффективный туризм, они и относятся к этому так — привыкли переносить кальки из советских времен: приплыли какие-то байдарочники, посидели, оставили кострище и кучу мусора. Хорошо, что не спалили еще ничего в округе. Такой стереотип имеет место. Показывать новые формы развития туризма. Пропагандировать его. Учить как местное население, так и туристов взаимодействию на территории. Вот это главная задача», — говорит Бобров.
Особые надежды Глава Карелии возлагает на институт самозанятых, для которых в республике действуют меры поддержки как для ИП. «Они (самозанятые — прим. РБК Карелия) могут рассчитывать на грантовую поддержку и мы предоставляем субсидии под конкретные проекты, те же отели в традиционном стиле. Человек приходит с проектом мини-отеля, мы даем ему три миллиона. Но с условием, что этот мини-отель будет в этно-стиле. Восстановленный старый дом или реплика карельского дома, поморского, заонежского», — пояснил Глава.
Власти держат в уме трансграничных туристов
По словам экспертов и Главы Карелии, межгосударственный турпоток сейчас фактически прекратился. Как отметил Антон Юшко, в Карелии неплохо работала программа приграничного сотрудничества, «которая в этом году должна была перезагружаться, но теперь понятно, что ее, видимо, не будет».
Артур Парфенчиков выразил надежду, что это временное явление и связи в первую очередь с Финляндией так или иначе в будущем восстановятся. В том числе, в области туризма.
«Сегодня мы в первую очередь озабочены внутренним турпотоком, но держим в уме и потенциальный въездной туризм. И даже не из Финляндии, а через нее, к нам, в Карелию. Мы же создали единый трансграничный продукт с финнами, который рассчитан на две разные страны. При этом основной акцент из туристических достопримечательностей на нашу республику. Паанаярви, Белое море, Ладога. Я уже не говорю про Соловки и Кижи. У них такого нет. С другой стороны и для нашего туриста открывалась возможность посетить соседнюю страну. Приехал в Карелию — съездил в Финляндию. Сейчас какие-то из этих проектов поставлены на паузу, но я уверен, что в долгосрочной перспективе наше сотрудничество продолжится» — сказал руководитель региона.
В Карелии действуют несколько программ поддержки туристического бизнеса, а также ряд налоговых преференций и льгот. В частности, установлена пониженная ставка налога, взимаемого в связи с применением упрощённой системы налогообложения - 5%. Инвесторам предоставлена возможность получения льготных кредитов на строительство и реконструкцию отелей и т.д. По официальной информации, налоговые поступления в бюджет Карелии от туристической отрасли увеличились в прошлом году на 50% относительно 2020 года и составили около 215 млн рублей.