В ПетрГУ рассказали о последствиях выхода из Болонской системы
Болонская группа прекратила представительство России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса. Таким образом все российские образовательные организации исключены из единого европейского пространства высшего образования.
В Петрозаводском государственном университет на вопросы РБК Карелия сообщили, что ситуация не отразится на статусе дипломов выпускников вуза в России.
Что касается реализации программ обмена для студентов, в ответе пресс-службы сообщается, что проекты приостановлены с недружественными странами, с дружественными реализация продолжается. При этом студенты по-прежнему имеют возможность трудоустроиться за рубежом, считают в вузе. «Все зависит от профессионализма и личностных качеств выпускника», — говорится в ответе.
Эксперты в России считают, что включение в Болонскую систему привело к утрате важнейших достоинств системы классического российского и советского образования. Председатель Ассоциации юристов России Сергей Степашин в середине марте заявлял, что России нужно выйти из Болонского образовательного процесса и вернуться к классическому формату специалитета и аспирантуры. Речь идет об отказе от принятой двухуровневой системы подготовки в вузах (4 года бакалавриата и 2 года магистратуры) и возвращении на специалитет (5-6 лет обучения). Министерство образования и науки РФ уже утвердило новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования в российских вузах, который вступит в законную силу с 1 сентября 2024 года.
С другой стороны, по мнению ряда экспертов, выход из Болонской системы может, в частности, повлечь за собой последствия в виде ограничения трансграничной мобильности в области образования и дополнительную необходимость подтверждения российского диплома.
Россия присоединилась к Болонскому процессу 19 сентября 2003 года. Программы по подготовке бакалавров стали появляться в России еще в 1990-х годах, но повсеместно такое разделение стало основным с 2011 года. Болонская система в настоящее время действует в 49 странах. Одна из ее главных целей — расширение мобильности студентов и преподавателей и доступа к европейскому высшему образованию. До сих пор не все российские вузы перешли на двухуровневую систему обучения и продолжают подготовку по программе специалитета.