«Требуется понимание перспектив»: экономисты о Петрозаводской агломерации
Глава Карелии Артур Парфенчиков на минувшей неделе поручил образовать межведомственную рабочую группу по созданию и развитию Петрозаводской агломерации. Возглавил рабочую группу премьер-министр Карелии Александр Чепик. Также в состав включены главы четырех муниципальных образований, а также руководители нескольких республиканских министерств и ведомств. Таким образом власти решили активизировать по работу над проектом Петрозаводской агломерации, который обсуждался и разрабатывался последний год. РБК Карелия опросил экспертов-экономистов насколько с экономической точки зрения именно сейчас целесообразно создание такой внутрирегиональной агломерации вокруг столицы Карелии.
Агломерация — не просто скопление населенных пунктов
По планам правительства, вокруг Петрозаводска создадут агломерацию, в которую войдут три района республики: Прионежский, Кондопожский и Пряжинский. Всего, помимо столицы республики, в новое образование должны попасть порядка 19 населенных пунктов. Как ранее поясняла министр имущественных отношений республики Янина Свидская, агломерация будет представлять собой компактное скопление населенных пунктов и коттеджных поселков «с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями».
«Определены три муниципальных района, прилегающих к Петрозаводску, где подобраны территории под индивидуальное жилищное строительство, инвестиционные и социальные проекты. Предварительный анализ показал возможность вовлечения в оборот порядка 4 тысяч участков. Есть земли под рекреацию и туризм, для развития объектов промышленности», — рассказывала министр.
Как объяснил РБК Карелия доктор экономических наук Олег Толстогузов, в традиционном смысле агломерация воспринимается как скопление населенных пунктов городского типа вокруг одного крупного города. Но эта группа поселений должна быть действительно объединена связями: трудовыми, культурно-бытовыми, производственными. При этом при создании агломерации важным является вопрос единства целей всех ее участников.
«Требуется также понимание перспективы проекта. Так в качестве средобразующей и градоформирующей основы городской среды (и среды городского ареала) принимается представление пространственного развития центрального города как промышленного и культурного, транспортного и товаропроводящего и сервисного центра определенной географической зоны, с целью создания благоприятной городской среды для жизнедеятельности населения и ведения бизнеса в направлении достижения основных стратегических целей, поставленных городским сообществом. А насколько сегодняшние стратегические цели развития Петрозаводска и соседних муниципальных образований совпадают с идеей агломерационного проекта?», — ставит вопрос Олег Толстогузов.
Вопрос о создании таких агломераций вообще является дискуссионным. Особенно это относится к такого рода проектам на региональном уровне. По словам доктора экономических наук Павла Дружинина, существующие в стране подобные образования дают в основном эффект для ядра агломерации.
«Пока создание агломераций в РФ малоэффективно. У каждого региона есть свои проблемы (Карелия — периферийный и северный регион, значит рынок небольшой и затраты на производство выше, чем в более южных регионах). Есть и общие. Региональные центры являются муниципалитетами, они имеют относительно небольшую налоговую базу (минимальная доля НДФЛ и налог на имущество) и малый объем полномочий», — рассказал Дружинин.
С другой стороны, из очевидных плюсов создания агломерации эксперты выделяют упрощение решения вопросов, связанных со взаимодействием бизнеса и государственных органов, например, в сфере земельных отношений.
Инвесторы и новые условия
Если говорить о том, насколько инвестиционная привлекательность региона возрастет с появлением агломерации, то, по мнению экономистов, нужно иметь ввиду, что сейчас региональная экономика в этом смысле находится в переходном состоянии.
«Надо учесть, что ликвидность (стимул инвестора) определяется структурной и институциональной упорядоченностью экономики. Сегодня инвестиционный климат региона формируется в условиях выбора альтернатив, когда потенциальные инвестиции в ту или иную отрасль региона являются заменителями между собой, но плохими заменителями операциям вовне», — отмечает Олег Толстогузов.
По словам экспертов, для реализации проекта требуется выработать конкретный и рабочий механизм. Именно он позволит оценить экономические перспективы агломерации.
«Надо говорить об инвестировании с учетом длинных тенденций и обеспеченности инвестиционных проектов ресурсами, финансовыми, интеллектуальными, политическими и т.д. Вопрос заключается в том, сможем ли мы в рамках проекта развития конкретной агломерации сделать две вещи: Первое — создать понятную действенную перспективу в современных геополитических и геоэкономических конкурентных условиях. Второе — запустить хоть какой-то механизм эффективного экономического роста и найти ресурсы для этого роста (финансовые, ресурсные, демографические)», — говорит Олег Толстогузов.
Как уточняет Павел Дружинин, речь сейчас, прежде всего, о возможном сокращении финансовых ресурсов, проблеме замещения импортных комплектующих для производств и переносе сроков инвестиционных проектов.
Все эти вопросы предстоит решать карельским властям, причем делать это оперативно, чтобы уложиться в сроки реализации проекта Петрозаводской агломерации, которая должна быть создана уже в ближайшие три года.