Жителей Карелии предупредили о вакансиях-призраках на рынке труда
В 2025 году почти каждая третья вакансия на мировом рынке труда являлась «призрачной». Такие данные публикует международная платформа MyPerfectResume. По данным исследования, больше всего от наплыва фейковых вакансий пострадали сферы образования и здравоохранения (50% ненастоящих предложений), государственного управления (60%), информационных технологий (48%) и финансовой деятельности (44%).
РБК Карелия пообщался с местными HR-специалистами и представителями платформ по поиску работы, чтобы узнать, коснулась ли набирающая актуальность мировая проблема карельского рынка труда и как распознать вакансию, на которую на самом деле не ищут сотрудника.
Зачем работодателям вакансии-призраки
По данным управления труда и занятости Карелии, на 1 октября 2025 года уровень безработицы в регионе составлял 0,6% для населения старше 15 лет. Это один из самых низких показателей среди регионов России. При этом, по данным Карелиястата, число замещенных рабочих мест в регионе в октябре 2025 года составило 136,3 тыс. человек и по сравнению с октябрем 2024 года увеличилось на 0,4%. К концу ноября 2025 года в государственной службе занятости состояли на учете 2,1 тыс. человек, не занятых трудовой деятельностью, из них 1,6 тыс. имели статус безработного.
В Карелии проблема призрачных вакансий выражена минимально, считает HR-эксперт Анастасия Белова. По ее словам, с этим явлением жители республики могут столкнутся при поиске работы в других крупных регионах, например, в Санкт-Петербурге и Москве. «Там высокая концентрация «фантомных» объявлений, в том числе с внедрением ботов при обработке откликов. Релевантные резюме часто не доходят до рекрутеров из-за настроек ботов», — говорит Белова.
Подобные вакансии работодатели могут публиковать по разным причинам, говорит HR-эксперт. В первую очередь так могут собирать базы. «Это актуально для массовых позиций. Компании аккумулируют контакты, например, для рассылок», — объясняет специалист.
Кроме того, компании проводят своеобразный мониторинг рынка — оценивают «среднего» кандидата, а также текущие зарплатные ожидания. Иногда подобным образом работодатели ищут замену текущему сотруднику в надежде найти более интересного кандидата за те же деньги.
Фантомные вакансии на платформах могут появляться из-за управленческих ошибок. «Вакансия запускается в пиковый сезон, но из-за слабого планирования становится неактуальной уже через пару недель — команда адаптировалась, а объявление снять забыли», — говорит эксперт.
В чем опасность вакансий-призраков?
Существование подобных вакансий может нести определенные риски как для работодателей, так и для регионального рынка труда.
Как правило, для компании прямые финансовые затраты — стоимость размещения и время HR-специалиста — минимальны. Однако это наносит существенный репутационный ущерб, ведь соискатели быстро замечают «вечно висящие» вакансии. «На локальном рынке Карелии, где профессиональное сообщество тесно связано, компания быстро получает токсичный статус «пустого» работодателя. Восстанавливать доверие специалистов и «отмывать» HR-бренд впоследствии будет крайне сложно и дорого», — отмечает Анастасия Белова.
Для рынка труда вакансии-фантомы создают своеобразную иллюзию. Из-за несуществующих предложений о работе может искажаться официальная и аналитическая статистика. «Создается видимость процветающего рынка и избытка рабочих мест, которых на самом деле нет. Это дезориентирует как соискателей, так и государственные органы, принимающие решения на основе данных о занятости», — подчеркивает HR-эксперт.
Сложности «охоты за приведениями»
Несмотря на данные о наплыве фейковых предложений о работе, контролировать их достаточно сложно. В пресс-службе онлайн-платформы для поиска работы SuperJob отмечают, что у подобных сервисов нет технической возможности отслеживать факт реального найма на вакансию. «Вакансия может дублироваться на разных сайтах и просто «висеть» какое-то время. Либо средний и крупный бизнес с одной вакансии в течение года может нанимать несколько сотрудников по всей России. Так часто бывает, например, с курьерами и таксистами», — объяснили представители компании.
Для фильтрации призрачных вакансий платформы разрабатывают различные механизмы проверки. Так, в SuperJob рассказали, что используют многоуровневую систему модерации контента, которая включает ручную проверку. «Если команде модерации вакансия кажется подозрительной, они запрашивают регистрационные документы и ссылку на сайт и социальные сети», — говорят специалисты платформы.
Тем не менее, по словам Анастасии Беловой, есть несколько «красных флагов», которые могут помочь соискателю самостоятельно распознать фантомное предложение о работе. Стоит обратить внимание на то, как в вакансии описаны требования к кандидату и его будущие обязанности — если в описании нет конкретики, например, профессиональных навыков, четкого KPI, это должно насторожить.
Еще одним признаком того, что на позицию на самом деле никого не ищут, является отсутствие какой-либо обратной связи — если компания не просматривает отклики неделями, вряд ли там ищут сотрудника. Поводом усомниться может стать срок публикации, когда вакансия регулярно обновляется, при этом изменения в требованиях или описании отсутствуют.
Стоит обратить внимание на соответствие предложения конкретной вакансии рыночному. «Слишком завышенная зарплата при минимальных требованиях часто указывает на то, что цель объявления — просто привлечь максимум внимания для сбора контактов», — поясняет Белова.
Критическая самооценка
При этом не всегда вакансия, которую соискатель воспринимает как призрачную, является таковой. В пресс-службе сервиса по поиску работы hh.ru по Северо-Западному федеральному округу поясняют, что отсутствие ответа на отклик не всегда означает, что компания не ведет реальный поиск. «Безусловно, отклики без ответа — это неприятно для соискателя, и такие случаи влияют на снижение «индекса вежливости» работодателя на hh.ru, а также на скорость и качество найма», — добавляют в компании.
Однако часто речь идет высоком конкурсе или строгих критериях отбора. «Рекрутер в первую очередь выходит на связь с кандидатами, которые максимально соответствуют требованиям», — объясняют в пресс-службе. По данным исследований сервиса, в 34% случаев трудоустройство не состоялось из-за несоответствия навыков и квалификации соискателя требованиям вакансии.
В hh.ru также отметили, что, по данным их исследования, в 2025 году абсолютное большинство работодателей — 93% — столкнулись с дефицитом способностей кандидатов. При этом более 60% компаний так или иначе фильтруют кандидатов по востребованным навыкам. «Для того, чтобы ускорить поиск работы и получать больше приглашений от работодателей, кандидатам важно анализировать описания вакансий и адаптировать свои навыки под требования рынка», — советуют представители сервиса.
В декабре прошлого года Карелия заняла первое место в Север-Западном федеральном округе по уровню конкуренции в регионе. На одну рабочую вакансию в республике в среднем приходилось 7,8 резюме, тогда как в округе этот показатель был на уровне 5,6. Аналитики отмечали, что такой уровень находится в пределах нормы и указывает на сбалансированный рынок: спрос и предложение в республике достаточно уравновешены.
В конце прошлого года одними из самых востребованных специалистов стали водители. В ноябре организациям Карелии требовалось порядка 300 таких специалистов.