Эксперты отрасли прогнозируют рост цен на карельскую форель
Усложнение логистики и поиск новых партнеров-поставщиков кормов для рыбоводческих хозяйств почти неминуемо скажется на себестоимости российской форели, в первую очередь из Карелии. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на экспертов отрасли. Комплекс проблем из-за сокращения поставок кормов, малых объемов выращивания малька и отсутствия денег на предоплату кормов вынудят производителей поднимать цены на рыбу.
«Сейчас стоимость карельской рыбы составляет от 550 до 700 рублей за килограмм в оптовой закупке. Все форелеводы стараются «продаться» до Нового года, после праздников охлажденной рыбы всегда меньше. В связи с тем, что сезон в феврале закончился, то цены на свежую рыбу выросли где-то на 10–15%, так бывает каждый год, и прямо сейчас мы не связываем это с ростом курса валюты. А вот к концу года мы ожидаем повышения цены: корм подорожал, остальные средства производства тоже подорожали (например, лодочные моторы, стройматериалы). Но невозможно строить прогнозы на конечный продукт. Тут могут вмешаться разные факторы, начиная от банкротства мелких производителей и заканчивая очередным повышением цен на корма. Инфляция растет, мы же не в вакууме, а вписаны в общеэкономические цепочки», — рассказал директор ООО «Управляющая компания «Лафор» Станислав Бажулин.
По словам представителя отрасли, российские предприятия не могут похвастаться регулярным качеством комбикормов: оно варьируется от партии к партии. Кроме того, даже если загрузить все текущие мощности российских производств, их все равно не хватит для удовлетворения спроса форелеводов.
«Мы открыты для диалога со всеми, шлем запросы по всему миру — начиная от Вьетнама и Китая и заканчивая западной Европой (Испания, Франция). Конкретики никакой нет, только наработки. Смотрим в сторону Китая, Ирана, Турции, но это неизвестный корм — даст ли он прирост биомассы, будет ли его рыба есть хорошо?» — уточнил Бажулин.
О том, что себестоимость рыбы может увеличиться говорит и управляющий партнер Agro & Food Communications Илья Березнюк.
«Из-за ограничений с полок форель не пропадет, но риски все же есть. Они связаны с логистикой. Отечественные корма не дают должного качества, поэтому закупка импорта все равно будет. Речь идет об увеличении логистического плеча, что повлияет на себестоимость», — пояснил Березнюк.
Как ранее сообщал РБК Карелия, в последние недели карельские форелеводы столкнулись с нехваткой комбикормов из-за того, что основные поставщики из Норвегии, Дании, Финляндии отказались от сотрудничества из-за сложившейся внешнеполитической и экономической ситуации. Это ставит под угрозу сохранение объемов выращивания товарной форели и открытие новых производств. Проблему необходимо решить за два месяца, так как в конце мая по технологическому циклу начинается активная фаза кормления форели.
По оценке Минсельхоза Карелии, общий объем потребляемых рыбных кормов в регионе на сегодня составляет около 50 тыс. тонн в год, из них около 85% импортировались из-за рубежа. Как заявлял глава регионального ведомства Владимир Лабинов, отечественные производители комбикормов могут нарастить производство, но закрыть потребности рыбоводческих хозяйств в короткий срок не смогут. Так, ГК «Карельские рыбные заводы» в Петрозаводске готова нарастить мощности до 8 тыс. тонн в год. Еще одно предприятие, находящееся в Белгороде, — до 15 тыс. тонн. В качестве альтернативы рассматриваются варианты поставок кормов из Беларуси, Турции и Ирана. Кроме того, республиканский Минсельхоз ведет активные переговоры с Росрыболовством об организации новых логистических цепочек.
На Карелию приходится около 70% произведенной в России форели. В начале 2022 года в республике функционировали 67 форелеводческих хозяйств.