Американские горки. Event-индустрия в Карелии приходит в себя после спада
Не успел рынок event-индустрии прийти в себя после пандемии, как весной 2022 года наступили новые испытания. В марте большая часть клиентов, реагируя на внешнеполитические события и неопределенность в экономике, поставили праздничные и корпоративные мероприятия на паузу. РБК Карелия узнал, на чем стали экономить заказчики и какой прогноз у представителей индустрии.
Тимбилдинги стали скромнее
На события весны-2022 первым отреагировал бизнес. В марте, как рассказали опрошенные РБК игроки на рынке event-индустрии, в регионе резко сократилось количество заказов на проведение корпоративных мероприятий, а клиенты стали до последнего откладывать принятие решений об их проведении.
«В марте большую часть мероприятий поставили на стоп или отменили. Сейчас с мая эта ситуация постепенно меняется и рынок оживает. Но заказчики стали тянуть до последнего. Обычно обсуждение концепции мероприятия и решение организационных и технических вопросов, в том числе заключение договора и т.д. начинается за 3 месяца до события, сейчас этот срок сократился до 1-2 недель. Всё больше тех, кто терпит до последнего», — говорит руководитель «Карьяла Ивент» Артур Гатин.
Эта ситуация похожа на то, что происходило во время пандемии, считают эксперты. Тогда тоже отмечалось практически полное отсутствие корпоративных мероприятий и сокращение бюджетов до 50%. По словам ведущей Александры Суховой, оптимизация расходов всегда в первую очередь касается корпоративного досуга и благотворительности.
«Сейчас стало больше камерных, мероприятий и тимбилдингов в микроформате. Думаю, что корпоративы, которые прошли на широкую ногу на 8 марта и 23 февраля, после смягчения ковидных ограничений, пока остались в прошлом», — считает ведущая.
Часть экспертов при этом отмечает новую тенденцию в бизнес-среде — стремление к специализации. Деловые мероприятия все чаще проходят по этому принципу. «Форумы, конференции, бизнес-завтраки проходят либо под одной темой, либо объединяют участников из одной отрасли. Это вполне объяснимо, в трудных условиях легче принять коллективное решение, что называется один мозг хорошо, а два лучше», — говорит организатор деловых событий в Петрозаводске Роман Макаров. По его мнению, лето — сезон отпусков в компаниях и поэтому на рынке всегда наблюдается затишье, поэтому делать выводы о серьезном спаде пока рано.
«В связи с особенностями бюджетного финансирования большая часть деловых мероприятий с господдержкой проходит осенью, из-за этого может складываться ощущение, что летом происходит просадка», — отмечает Макаров.
Осознанное потребление
Если бизнес отреагировал на весенние события режимом экономии, то частные клиенты стали более осознано подходить к формату праздника и его наполнению. Резкого спада после февральских событий здесь не было. Кто-то, как говорят эксперты, перенес дату мероприятия по этическим соображениям. Кто-то стал более внимательно рассчитывать свои финансовые возможности.
«После пандемии люди соскучились по живому общению и хотят праздника. Но при этом внимательно оценивают свои расходы и, как правило, выбирают какой-то один яркий важный для них акцент — программа, декор, кухня», — рассказывает Александра Сухова. Сейчас пора выпускных и в этом году они стали заметнее скромнее, но зато больше свадеб, юбилеев и экскурсий. «Если раньше после того, как жених сделал предложение, ждали специальной даты или лета, чтобы провести торжество, сейчас эта традиция уходит. Слишком всё нестабильно. После предложения свадьба проходит в течение нескольких месяцев, поэтому ярко выраженная сезонность работы у свадебных ведущих тоже уходит, заказы более равномерно распределяются в течение года», — говорит специалист.
О том, что частные заказчики стали более требовательны и осознаннее в финансах говорят и другие эксперты. «Сейчас очень развита насмотренность — «а как у других» и у клиентов есть запрос на более высокий сервис, единый стиль и концепцию мероприятия», — говорит Артур Гатин.
Из слов экспертов можно сделать вывод, что с одной стороны, благодаря специализации мероприятий, а с другой повышению у клиентов осознанности к выбору и финансам на рынке сейчас нет острой конкуренции — для каждого находится свой клиент. «Пандемия многих объединила, мы стали рекомендовать друг друга, приглашать на совместные мероприятия», — говорит Александра Сухова.
Тренд на кооперацию, возможно, станет одним из способов преодолеть отсутствие заказов и спад, который может начаться осенью. В январе 2022 года организаторы новогодних мероприятий в России заявляли о допандемийной загруженности. Но, в этом году, по оценкам экспертов, все будет значительно скромнее.
Повтор материала от 30.05.2022